Page 16 - Журнал Знак качества №1/2-2024
P. 16

ОАО «Завод торфяного машиностроения
            «Большевик» – лидер торфяного машиностроения




                                              янно наращивало объем добычи торфа.  торфа доставлялись легковыми дрезинами.
                                              С 1930 по 1933 год добыча торфа воз-  Топливо на Гомельский стеклозавод постав-
                                              росла с 700 т до 59 тыс. т. С 1934 по 1941   лялось по узкоколейной железной дороге
                                              год – с 124 тыс. т до 220 тыс. т. К 1959   грузовыми поездами, основным тяговым
                                              году добыча торфа возросла до 285 тыс. т.  средством были паровозы, так называемые
                                                 220 тыс. т кускового торфа поставля- «кукушки».
                                              лось Гомельскому стеклозаводу. Помимо   Для сохранности поселков и торфомас-
                                              стеклозавода излишки торфа (около 65   сива от пожаров на предприятии в каждом
                                              тыс. т) поставлялись ряду предприятий   поселке строятся пожарные депо, сооружа-
                                              г. Гомеля – Гомельской электростанции,   ются хозяйственно-противопожарные водо-
                                              жиркомбинату, заводу «Красный химик»,  проводы высокого давления, строятся водо-
                                              фабрике «Спартак», фабрике «Везувий»,   напорные башни, насосные станции, подзем-
                                              заводу «Гомсельмаш».               ные резервуары запасов воды. На торфо-
                                                 В связи с большой протяженностью тор-  участках устраиваются открытые водоемы
                                              фомассива «Кобылянская» на предприятии   и водохранилища.
                                              было построено 4 жилых поселка, распо-  В связи с переводом Гомельского стекло-
                                              ложенных в разных точках торфомассива,  завода на мазут, а затем на газ отпала необхо-
                                              в которых проживало сезонно 2200 человек   димость в кусковом торфе. Вследствие этого
                                              и постоянно 2400 человек.          в 1960 году институтом «Белгипроторф» раз-
                                                 Для обеспечения жизнедеятельности   рабатывается проект реконструкции пред-
              Михаил Николаевич ШПАКОВСКИЙ,   населения в поселках были построены объ-  приятия и перевод его на добычу фрезер-
               директор ОАО «Завод торфяного    екты социального, культурного и бытового   ного торфа. Программа добычи составляла
                машиностроения «Большевик»    назначения. К ним относились кухни-столо-  208 тыс. т фрезерного торфа, в т.ч. 83 тыс. т
                                              вые, овощехранилища, хлебопекарни, мага-  для полубрикета и 125 тыс. т для топлива и
              Торфопредприятие «Большевик» было   зины, ларьки, кубовые, больничный городок,  сельского хозяйства. В том же 1960 году
            построено в 1930 году на торфомассиве   амбулатории, бани-прачечные, ясли, детские   институтом «Белгипроторф» разрабатыва-
           «Кобылянская» с целью снабжения топли-  сады, школы, клубы, красные уголки, летние   ется проект строительства на предприятии
            вом  Гомельского стеклозавода. Свою   открытые сцены.                полубрикетного завода мощностью 35 тыс. т
            работу предприятие начало с добычи рез-  Для управления предприятием были   в год. В 1962 году на Синем Острове завод
            ного торфа. В 1930 году было добыто 700 т   построены объекты административно-  был построен. Затем при вводе в эксплуата-
            резного торфа. Добыча резного торфа   хозяй ственного назначения. В центральном   цию Старо-Белицкого торфомассива полу-
            производилась до 1936 года. С 1931 года   поселке были построены здание управления,   брикетный завод был построен в Тереничах.
            наряду с добычей резного торфа пред-  телефонная станция, в поселках – участко-  В 1972 году торфопредприятие «Боль-
            приятие приступило к добыче кускового   вые конторы, лаборатории, конюшни.  шевик»  было  объединено  с  полубрикет-
            торфа. В 1931 году было добыто 15 тыс. т   На предприятии была построена раз-  ным заводом «Ветковский». После объеди-
            кускового торфа. Добыча производилась   витая сеть узкоколейной железной дороги.  нения в состав предприятия вошли участки
            элеваторными машинами и багерами. На   Все поселки предприятия, участки добычи   «Ветковский», «Зеленое», расположенные
            предприятии работало 12 элеваторных   торфа были связаны узкоколейной желез-  в Ветковском районе, участок «Галое», рас-
            машин и 10 багеров. Предприятие посто-  ной дорогой. Рабочие на участки добычи   положенный в Добрушском районе. В то






















           14                                                                                   http://www.znk.by
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21