Page 7 - 2-2014
P. 7
Что касается финансовой политики в Евразийском союзе… В этом плане мы ориентировались по общемировому финансовому рынку. Все
прекрасно видим, какие процессы происходят на нем, как, в частности, евро себя чувствует и ведет. Именно поэтому было решено пока эту те-
му отложить на более отдаленную перспективу, не на какой-то неопределенный срок, а все к тому же 2025 году выйти на единый финансовый
рынок. Для этого надо провести определенную работу по фондовым рынкам, банковской системе, учитывая в первую очередь опыт, в т.ч. от-
рицательный, Европейского союза. А он показывает, что без должной подготовки, одномоментно передать финансовый суверенитет наднаци-
ональному органу не всегда полезно, а иногда и опасно. Прекрасная иллюстрация – общеизвестные проблемы Греции. Казалось бы, суверен-
ная страна, а ничего не может сделать по выравниванию ситуации, пока не примут решение центральные европейские банки. Она не имеет пра-
ва девальвировать валюту, единственным источником пополнения бюджета для нее остаются лишь займы. Когда и сколько ей займут, опять-та-
ки решают за нее.
– А какие еще существуют «тонкие места» в процессе построения новой структуры?
– Сохраняются у нас пока довольно незначительные, впрочем, расхождения в вопросе свободы передвижения товаров. Так, к примеру, у Ка-
захстана имеется особое мнение по ликеро-водочному сектору. Партнеры прислушались, и было принято решение, что к 2016 году мы должны
закрыть этот вопрос, перейти на общий алкогольный рынок без изъятий.
То же самое можно сказать и о единой сельскохозяйственной политике. Есть вопросы, но они решаемые. Обо всем можно и нужно догово-
риться. И мы это сделаем. Это же касается и транспорта, и энергетики. Имеющиеся пока расхождения, во-первых, не вызывают серьезных опа-
сений, а во-вторых, ни в коем случае не ставят под сомнение правильность главного вектора нашего движения к максимальному сближению.
Главное, чтобы это движение было четким, размеренным, взвешенным и без эмоций, чтобы работа наднационального и всех национальных ор-
ганов в Евразийском союзе была построена на умении договориться, найти взаимовыгодные варианты и двигаться только вперед.
– Договором о создании Евразийского экономического союза предусмотрены четкие этапы всей этой большой работы. Можете проком-
ментировать?
– На каждом этапе намечены конкретные задачи. Допустим, к 2016 году назначен переход к общему лекарственному рынку.
Здесь уместно вспомнить опыт создания Союзного государства России и Беларуси. Строительство его началось, как известно, с 1999 года.
И работа проведена большая, и многое удалось сделать. Но вот юридического оформления, ни одного наднационального органа создать нам
не удалось. И это вполне понятно. Нашим государствам тогда не было и по 10 лет. Отчего и боялись за сохранение молодого еще суверените-
та – «а вдруг частичка его потеряется». То есть «де-факто» Союзное государство функционирует, а «де-юре» никак не оформлено и не являет-
ся субъектом международного права.
Опыт функционирования Союзного государства, его институтов очень важен сейчас в процессе построения Евразийского союза. И мы отда-
ем ему должное внимание. Отсюда и четкое планирование задач, и юридическое оформление нового образования.
Не менее важен для нас и опыт, накопленный в процессе работы Таможенного союза. Практика сведения интересов разных участников к об-
щему знаменателю, правила интеграции и кооперации нарабатывались именно там. Пусть мы не смогли создать в его рамках наднационально-
го органа, но урегулировать таможенные дела нам удалось.
Вообще, важно видеть, что нам удалось за прошедшие годы. Свобода передвижения рабочей силы, свобода капитала – сами видите, сколь-
ко российских банков работают в Беларуси, белорусские банки не менее успешно работают в России. В передвижении услуг пока сохраняются
небольшие изъятия, но они не сильно портят общую картину.
Таким образом, позволю себе повториться. От того, насколько успешно нам удастся выстроить экономический фундамент в деле нашей ин-
теграции, а главным, если не единственным, критерием оценки степени успешности является улучшение благосостояния наших народов, зави-
сит и дальнейшее движение – в сторону сближения парламентского, политического, военно-технического, культурного, социального взаимо-
действия, визовой политики и проч.
– На Ваш взгляд, в чем именно в первую очередь улучшит жизнь жителей Беларуси создание Евразийского экономического союза?
– По подсчетам экспертов-экономистов, прирост валового внутреннего продукта в ЕАЭС может составить почти 1 трлн долл. По сравнению с
существующим суммарным ВВП стран «тройки» в 2,4 трлн долл. это весьма заметный скачок. Другими словами, этот Союз при разумном под-
ходе может обеспечить рост примерно на 40% в каждой стране-участнице. Читателям вашего журнала не надо объяснять, в какой зависимости
от этого показателя экономики находится уровень жизни населения в каждой отдельно взятой стране.
С другой стороны, вышесказанное не должно стать поводом для самоуспокоения – мол, ничего и делать не придется, уровень жизни автома-
тически вырастет. Нашим белорусским друзьям нужно активнее осваивать мировые рынки. Ведь до чего доходит – вопросами продажи склад-
ских запасов занимаются на совещаниях у Президента страны. Это, действительно, азы экономики – «мало произвести товар, важно его про-
дать», продвинуть на рынок. А суть продвижения продукции – это творческая и активная работа по ее продаже самими производителями. Ме-
тоды продаж на мировых рынках давно разработаны – дилерские сети, скидки, кредитные линии, а отнюдь не заседания. Проблема коренится
на уровне прошлого, и решать ее нужно силами не только власти, но и качественной работой на рынках сбыта.
– Насколько перспективно расширение состава ЕАЭС за счет новых стран?
– Главное, что мы никого не сдерживаем в этом стремлении. Единственное, но важное условие для приема – готовность страны принять все
договоренности, которых на момент ее вступления достигли государства-участники Евразийского экономического союза. Без малейших ого-
ворок и изъятий. Общие правила выработаны, если хотите, и готовы им следовать – всегда пожалуйста. Именно это и сдерживает пока потен-
циальных участников, а отнюдь не «нежелание» тройки учредителей. Поэтому в числе таких потенциальных новичков мы и сейчас готовы при-
нять Армению, Киргизию, другие страны. Ведь тот же Вьетнам проявляет заинтересованность в постепенном сближении с ЕАЭС, вначале – по-
средством зоны свободной торговли, а позже, возможно, и в качестве полноценного участника. То есть Евразийский союз открыт не только для
участия, но и для сотрудничества с ним на взаимовыгодных условиях. Ведь даже вхождение в ЕАЭС не «закрывает двери» для его участника в
плане экономических взаимосвязей с остальным миром: торговых, производственных, финансовых…
– Не слишком ли долгий путь, по Вашему мнению, нам предстоит?
– А ничего быстрого или легкого в нормальной жизни и не бывает. Вся история человечества представляет собой длительный и многотруд-
ный процесс постоянного улучшения жизни всех людей вообще и каждого в отдельности. Пока это улучшение распределяется по планете край-
не неравномерно: в одних странах или регионах мира – заметнее и значительнее, в других – практически незаметно, что, в принципе, являет-
ся основным базисом для развития международной напряженности, питательной средой для вооруженных конфликтов, терроризма и прочих
«прелестей» современности. Пока общим для всех не станет понимание, что улучшать нужно жизнь для всех без исключения живущих на Зем-
ле, а не только для «себя любимых», значительного прогресса в улучшении своей собственной жизни мы не добьемся.
И создание Евразийского экономического союза имеет именно такую задачу – совместную деятельность по улучшению жизни максималь-
но возможного количества людей на базе их интеграции и кооперации, а не просто рост товарооборота между странами-участницами данно-
го формирования...
http://www.znk.by 5