Page 20 - №4-2016
P. 20
Струнный транспорт SkyWay: безопасность,
надежность, высокая рентабельность
вивающий скорость до 500 км/ч. Такой транс- менных поездов, – до 500 км/ч за городом и
порт его изобретатель Анатолий Эдуардович до 150 км/ч – в его пределах. Предполагает-
ЮНИЦКИЙ назвал струнным транспортом ся, что водителей-людей в новом транспорте
SkyWay. не потребуется – задавать направление дол-
Широко рекламируемые сегодня на Запа- жен диспетчер из центра управления. В то же
де новые модификации в чем-то аналогич- время у каждого юнибуса, по словам ученого,
ного транспорта – это, как правило, сталь- появится и свой «интеллект»: если на рельсах
ная труба на опорах, внутри которой движет- вдруг появится даже небольшой предмет, под-
ся капсула с людьми или грузами. Подвиж- вижной состав обнаружит это автоматически и
ной состав в таких конструкциях должен раз- автоматически же остановится.
гоняться c помощью линейных двигателей, А начинался SkyWay еще около 40 лет на-
спрятанных в «рельсах» внутри трубы, при зад, когда молодому инженеру Анатолию
этом над поверхностью «рельс» его будет Эдуардовичу Юницкому пришла в голову
поддерживать технология, аналогичная той, идея создать... общепланетное транспортное
что используется в модном аэрохоккее. Про- средство, способное без использования ракет
ектанты обещают, что пониженное давление выводить на околоземную орбиту миллионы
внутри трубы и незначительное сопротивле- тонн грузов за один рейс. В течение последу-
ние воздуха обеспечат высокую скорость под- ющих 10 лет велась активная работа над пер-
вижного состава. вым поколением струнных технологий, кото-
В струнном транспорте тоже есть и рель- рая сразу привлекла к себе пристальное вни-
сы, и опоры, но на этом сходства заканчи- мание общественности, вследствие чего поя-
ваются. SkyWay представляет собой распо- вились первые публикации в научных журна-
ложенные на опорах рельсы, по которым на лах СССР: «Пересадочная, космическая, коль-
Анатолий Эдуардович ЮНИЦКИЙ, стальных колесах движется юнибус – под- цевая», «В космос – без ракеты», «Спасатель-
президент группы компаний SkyWay, вижной состав. В рельсы зашиты предвари- ный круг планеты» и др. Фантастическая, на
генеральный директор тельно напряженные струны, благодаря че- первый взгляд, технология была признана
ЗАО «Струнные Технологии» му сам рельс становится чрезвычайно про- Федерацией космонавтики СССР, средства на
чным и гибким, а весь комплекс приобрета- ее дальнейшую практическую разработку вы-
Очень многие современные разработки, ет исключительные технические характерис- делил Советский фонд мира. Совет Минист-
которые сегодня создаются и достаточно тики: высокую скорость, безопасность, эко- ров БССР принял решение о создании в г. Го-
успешно продаются на Западе, были откры- логичность и свой главный козырь – низкую меле специального фонда «Звезд ный мир»,
ты еще в Советском Союзе. При этом за по- себестоимость. в 1988 году прошла первая научно-практиче-
следние годы, а может быть, и десятилетия, Еще одной особенностью данной техноло- ская международная конференция «Безра-
ни в самой России, ни в странах СНГ, ка- гии является ее экологичность, поскольку в кетная индустриализация космоса». В 1989
жется, ничего не было произведено по но- зоне строительства транспортных эстакад не году на экраны советских кинотеатров вышли
вым разработкам, лучшие ученые умы по- будет нарушаться сложившийся природный фильмы о струнных технологиях Анатолия
прежнему уезжают работать в американс- ландшафт, сохраняются окружающая флора Юницкого «В небо на колесе» и «Звезд зем-
кие, японские или транснациональные ком- и фауна. Отличительными характеристика- ное притяжение», выпущенные киностудией
пании. Даже готовые наши разработки пы- ми SkyWay также выступают: безопасность, «Беларусьфильм».
лятся на полках, просто потому что на это доступность, надежность и высокий уровень Данный период позволил сделать первый
не выделено из бюджета страны средств – рентабельности. серьезный шаг к дальнейшим разработкам
«нереально». В настоящее время у Анатолия Эдуардови- транспортной технологии SkyWay, которая
Хочется верить, что подобная судьба не ча Юницкого есть решения для нескольких ви- впоследствии получила широкий резонанс.
постигнет уникальную, инновационную и про- дов транспорта: скоростного междугородного, Начало1990-х годов ознаменовано созда-
рывную транспортную технологию, которая городского и грузового. Все три вида представ- нием научной школы и публикацией первой
представляет собой информационный, энер- ляют собой транспортные модули на стальных монографии Анатолия Юницкого «Струнные
гетический и транспортный коммуникатор эс- колесах, которые должны двигаться по рель- транспортные системы: на Земле и в космо-
такадного типа, основанный на рельсо-струн- сам, протянутым между опорами. Расстоя- се», в которой обобщены научные исследова-
ных технологиях. По сути, это пример новой ние между основными (анкерными) опорами ния автора в период 1977-1995 годов. В это
транспортной системы, которая, кроме го- может быть намного больше, чем у обычных же время разрабатывались первые действую-
родского, скоростного и грузового транспор- мостов, – от 1 до 5 км. Между промежуточ- щие модели и проводились испытания высо-
та, включает всю инфраструктуру: струнные ными опорами – 40-60 м и более. Сам транс- коскоростного подвижного состава в аэроди-
эстакады, станции, вокзалы, терминалы, де- порт собираются поднять на высоту несколь- намической трубе.
по, стрелочные переводы, системы управле- ких метров над землей. Скорости создатель Ежедневная многолетняя работа стала от-
ния и т.д., транспорт «завтрашнего дня», раз- SkyWay обещает намного выше, чем у совре- правной точкой к строительству испытатель-
18 http://www.znk.by