Page 12 - 3-2013
P. 12

машиностроение и металлообработка



                               Математическая модель электропривода
                                             серии CSD в пакете Simulink


              ООО  «Балт-Систем»  предлагает  для  ис-  ников, применяющих подобные приводы, и сту-  осуществляет 6-канальный пространственно-век-
            пользования  на  металлообрабатывающих   дентам профильных вузов для наглядного пред-  торный  широтно-импульсный  модулятор  с  час-
            станках и роботах с повышенными требовани-  ставления работы реального электропривода, ис-  тотой модуляции 4 кГц.
            ями  к  статическим  и  динамическим  характе-  пользуемого на оборудовании в России и СНГ.  На рисунке 1 приведена упрощенная модель
            ристикам  преобразователи  серии  CSD  и  син-  Программно-аппаратная  структура  вектор-  электропривода  СSD-DH16  и  электродвигателя
            хронные вентильные электродвигатели серии   ного  управления  реализована  на  основе  про-  NYS-S20.
            NYS и HM с высокоэффективными Nd2Fe14B   цессора  цифровой  обработки  сигналов  –  DSP   В ходе разработки модели наиболее сложны-
            магнитами. Электропривод на 30 А и электро-  фирма  TI  и  программируемой  логической  ин-  ми для идентификации были блоки: 1) Subsystem
            двигатели NYS 50Нм и HM 11Нм показаны на   тегральной схемы – ПЛИС фирма Altera, кото-  PI (ПИ-регулятор составляющих тока Iq и Id); 2)
            фото 1.                           рая  позволяет  работать  в  замкнутом  контуре   dq0_to_abc Transformation (блок обратного пре-
                                              регулирования:                     образования  Парка-Кларка);  3)  Three-Phase
                                                1.  С  обратной  связью  по  току  (полоса  про-  Invertor  (трехфазный  инвертор);  4)  540  Vdc
                                              пускания  регулятора  тока  не  менее  500  Гц  и   4.7  kW  2600  rpm  PMSM  (Permanent  Magnet
                                              полный цикл расчета тока 125 мкс) – в качестве   Synchronous Motor) (синхронный двигатель).
                                              создания (поддержания) необходимого момен-  Блок PI выполняет функцию ПИ-регулятора.
                                              та на валу электродвигателя.       Он  является  подсистемой  для  того,  чтобы  объ-
                                                 2. С обратной связью по току и скорости (ос-  единить все составляющие ПИ-регулятора в один
                                              новной режим, полоса пропускания регулятора   элемент. Это позволяет в дальнейшем добавлять
            Фото 1                            скорости не менее 100 Гц и полный цикл рас-  его в другие части модели, не боясь потерять ка-
                                              чета скорости 500 мкс) – при использовании с   кой-либо элемент.
              В  данной  статье  рассматривается  математи-  системами ЧПУ или преднабора (и индикации).  Блок Three-Phase Invertоr представляет собой
           ческая модель электропривода, созданная в па-  3. С обратной связью по току, скорости и по-  трехфазный управляемый инвертор. Он постро-
            кете  Simulink.  Модель  синтезирована  на  осно-  ложению  (полоса  пропускания  регулятора  по-  ен на базе трехфазного моста (IGBT-транзисто-
            вании  реальных  алгоритмов  работы  отдельных   ложения не менее 5 Гц и полный цикл расчета   ры и диоды), который преобразует постоянное
            блоков  электропривода  и  использования  паке-  положения 1 мс) – при использовании с систе-  напряжение  в  трехфазное  синусоидальное  или
            та System Identification для определения конкрет-  мами, имеющими выходное задание в виде пос-  наоборот. Сигнал g управляет работой транзис-
            ных параметров. Эта модель является составной   ледовательности  импульсов  (цифро-импуль-  торов.
           частью  дипломной  работы  в  Санкт-Петербург-  сный преобразователь).  Блок  dq0_to_abc  Transformation  выполня-
            ском национальном исследовательском универ-  Система  векторного  управления  построена   ет  функцию  обратного  преобразования  Парка-
            ситете информационных технологий механики и   на основе уравнений динамики синхронного вен-  Кларка. Блок преобразует три компонента (пря-
            оптики (НИУ ИТМО). Базовый алгоритм вектор-  тильного двигателя с постоянными магнитами на   мой оси, квадратурной оси и нулевой последова-
            ного  управления,  реализованный  в  электропри-  роторе, записанных относительно тока статора и   тельности) в трехфазную систему.
            воде, является стандартным и применяется боль-  потокосцепления ротора в синхронной вращаю-  Блок  540  Vdc  4.7kW  2600  rpm  PMSM  явля-
            шинством фирм-изготовителей. Поэтому данная   щейся ортогональной системе координат (d, q),   ется моделью синхронного двигателя с постоян-
            модель  будет  полезна  для  инженерных  работ-  ориентированной  по  вектору  потокосцепления   ными магнитами на роторе, который может ра-
                                                           ротора.  Это  позволяет  разде-  ботать как в генераторном, так и в двигательном
           Рис.1                                           льно  управлять  потокосцеп-  режиме.  Режим  работы  определяется  знаком
                                                           лением и электромагнитным   механического момента: положительный – для
                                                           моментом  двигателя  в  кана-  двигательного,  отрицательный  –  для  генератор-
                                                           лах  регулирования  реактив-  ного режима. На выходе блока можно наблюдать
                                                           ной  (Id)  и  активной  (Iq)  со-  за  параметрами  двигателя:  скорость,  момент,
                                                           ставляющих тока статора. Ну-  фазные токи и напряжения и др.
                                                           левое задание тока по оси d   В  электроприводе  CSD  возможно  наблюде-
                                                           обеспечивает  минимизацию   ние за малой группой параметров, при этом не-
                                                           тока  статора  при  заданной   которые процессы остаются без внимания. В мо-
                                                             величине  момента  нагруз-  дели  на  каждом  ее  участке  можно  следить  за
                                                              ки.  Управление  драйве-  прохождением  сигналов  и  видеть  полную  кар-
                                                                рами  IGBT-инвертора   тину  процессов.  В  данной  системе  можно  реа-
                                                                                 лизовать различные варианты симуляции, изме-
                                                                                 няя задание регулятора скорости и тока или по-
                                                                                 давая возмущающее воздействие. Для этого ис-
                                                                                 пользуется блок RepeatingSequence – многофун-
                                                                                 кциональный  генератор,  с  помощью  которого
                                                                                 можно создавать сигнал любой формы и часто-
                                                                                 ты. Если сравнивать с электроприводом CSD, то
                                                                                 это  аналог  внутреннего  функционального  гене-
                                                                                 ратора. Также существует возможность провер-
                                                                                 ки двигателя на критические значения токов, мо-
                                                                                 ментов и напряжений. Модель является универ-
                                                                                 сальной для данного типа управления, что поз-
                                                                                 воляет использовать различные виды двигателей
                                                                                 и приводов.
                                                                                   Более подробно описание модели и сама мо-
                                                                                 дель в ближайшее время будут выложены на на-
                                                                                 шем сайте http://www.bsystem.ru.
           10                                                                                   http://www.znk.by
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17