Page 74 - №1-2012
P. 74
машиностроение и оборудование
Легенды и мифы литейного производства
12-15 сентября 2011 года в Казани состоялся юбилейный X съезд литейщиков россии. стала безусловным лидером последних лет в
Участники – литейщики, ученые и поставщики оборудования и материалов для литейного России (около 80% от всего объема финан-
производства – имели возможность обменяться актуальной информацией и обсудить на- сирования!). Наиболее масштабными про-
сущные проблемы. ектами стали: Алтайвагон, г. Новоалтайск –
Обсуждение некоторых озвученных фактов хотелось бы продолжить. а именно – одним АФЛ* на базе ПГС; Уралвагонзавод, г. Ниж-
из участников съезда, представителем компании-производителя оборудования, было озву- ний Тагил – АФЛ* на базе ХТС; Промлит, г.
чено решение о соглашении между ОаО нпК «Уралвагонзавод и ОаО «рЖД» о закупке в Чебоксары – АФЛ* на базе V-процесса; ВКМ-
Китае «дефицитного» вагонного литья – отливок «рама боковая» и «балка надрессорная» Сталь, г. Саранск – АФЛ* на базе V-процес-
на 100 000 вагонокомплектов. первая партия такого литья поступила на «Уралвагонзавод» са; ТВСЗ, г. Тихвин – АФЛ* на базе V-процес-
еще 2 августа 2011 года, а всего на тот год регистром сертификации на железнодорожном са. (* – размер опок всех АФЛ – 3000 (2900)
транспорте сертифицирована партия боковых рам китайского производства в количестве х1800 (1700)х500/500 (400/400) мм).
30 тыс. штук [2]. К сведению: в россии уже с 2010 года вагоностроительные предприятия Помимо вышеназванных предприятий, на
поменьше (к примеру, ОаО «абаканвагонмаш», г. абакан; ОаО «рузхиммаш», г. рузаевка) которых организация вагонного литья осу-
регулярно приобретают литье китайского и украинского производства. ществлялась практически «с нуля», на рос-
сийском рынке активно используется литье и
других предприятий, традиционных изготови-
Не будем повторять прописных истин: им- телей-поставщиков «Рамы боковой» и «Балки
порт стратегически важной продукции (а имен- надрессорной» по ПГС-процессу: ОАО «НПК
но такой продукцией, несомненно, является ва- «Уралвагонзавод», ЗАО «Азовэлектросталь»
гонное литье) угрожает промышленной без- и ОАО «Кременчугский сталелитейный завод
опасности любого государства в целом, а так- (Украина). Как отмечено в материалах иссле-
же больно хлещет по авторитету российских ли- дования ИА INFoline, при условии заверше-
тейщиков. Мне хотелось бы в этой статье про- ния реализации инвестиционных проектов
должить обсуждение этого и других вопросов, по строительству новых мощностей на ЗАО
а также привлечь к ним пристальное внима- «Тихвинский вагоностроительный завод»,
ние специалистов и инвесторов (и эти вопро- ooo «ВКМ-Сталь» и проекта модернизации и
сы, кстати, возникли не только у меня, но и у расширения мощностей ОАО «НПК «Уралва-
целого ряда специалистов, литейщиков): поче- гонзавод» общие мощности по выпуску круп-
му сложилась данная ситуация и что привело к ного вагонного литья в странах «Пространс-
такому неприглядному для российских литей- тва 1520» возрастут на 100 тыс. т (более 34
щиков факту? Учитывая вышесказанное, а так- тыс. вагонокомплектов) и составят более 510
же громкие заявления, уверения и рассказы не- продажам формовочного оборудования), по- тыс. т (180 тыс. вагонокомплектов) [3]. Такое
которых представителей одной из фирм-произ- лучаемого «таким высокотехнологичным сов- количество вагонного литья в значительной
водителей формовочного оборудования (далее ременным методом», – думаю, все, кто читает мере позволило бы обеспечить потребности
станет понятно, о какой именно фирме-произ- эту статью, уже понимают, какой именно про- российских вагоностроителей на данном эта-
водителе идет речь) об уже успешно запущен- цесс формообразования я сейчас имею в виду. пе – возвращаясь к написанному выше.
ном в эксплуатацию формовочном оборудова- Причем сегодня уже ясно, что об этом несоот- Однако, как уже и было сказано, несмот-
нии, можно сделать однозначный вывод о том, ветствии презентационного материала и реаль- ря на огромные затраты инвесторов и уси-
что «все мощности в России уже имеются и за- ной действительности знают и говорят все. Мо- лия литейщиков, оптимистический сцена-
действованы, и вот только еще чуть-чуть – и…», жет быть, уже настала пора сказать об этом рий наполнения рынка российской продук-
однако здесь сразу и возникает первый и глав- вслух? цией не реализован даже на оценку «удов-
ный вопрос: а где же это российское крупное Можно смело утверждать, что сегодняш- летворительно». Не секрет, что из запраши-
вагонное литье? Где «Рама боковая» и «Бал- ние значительные объемы потребления ва- ваемых 8 форм в час ОАО НПК Уралвагонза-
ка надрессорная» в тех количествах и в том ка- гонного литья на фоне увеличившейся пот- вод на линии ХТС получает только 3-4 фор-
честве, о которых можно было бы говорить ис- ребности в новых вагонах и ремонтных час- мы в час. Два предприятия (ЗАО «ВКМ-Сталь»
ходя из представленных цифр в красивых пре- тях, не были сюрпризом. Дефицитность круп- и ЗАО «Тихвинский ВСЗ») вопреки ранее оз-
зентациях? То же самое можно сказать пря- ного вагонного литья наряду с высокой рен- вученным планам до настоящего времени да-
мо и открыто о заявляемых интересных циф- табельностью его производства отчетливо же не запущены. На ООО «Промтрактор-Про-
рах по «стоимости одной формы», по «пас- прослеживалась на протяжении последних млит» по данным 2010 года показатель «вы-
портной производительности» – ведь то, что 7-8 лет. И ведь именно производству вагон- пуск/производственная мощность» – менее
говорится об этом в тех же презентациях, ми- ного литья, в первую очередь «Рамы боко- 50% – был наихудшим среди всех предпри-
нимум не соответствует действительности. Где вой» и «Балки надрессорной», на этом эта- ятий, производящих вагонное литье [3]. При
эта громко и широко заявленная высокая рента- пе было уделено максимальное внимание. этом следует отметить, что на автоматичес-
бельность крупного вагонного литья (действи- Данная отрасль по объемам финансирова- кой линии по вакуум-процессу в Чебоксарах
тельная, а не высчитываемая менеджерами по ния проектов модернизации литейных цехов освоен выпуск только «Балки надрессорной»,
72 http://www.znk.by