Page 74 - №1-2012
P. 74

машиностроение и оборудование




                Легенды и мифы литейного производства







              12-15 сентября 2011 года в Казани состоялся юбилейный X съезд литейщиков россии.   стала безусловным лидером последних лет в
            Участники – литейщики, ученые и поставщики оборудования и материалов для литейного   России (около 80% от всего объема финан-
            производства – имели возможность обменяться актуальной информацией и обсудить на-  сирования!).  Наиболее  масштабными  про-
            сущные проблемы.                                                     ектами  стали:  Алтайвагон,  г.  Новоалтайск  –
              Обсуждение некоторых озвученных фактов хотелось бы продолжить. а именно – одним   АФЛ* на базе ПГС; Уралвагонзавод, г. Ниж-
            из участников съезда, представителем компании-производителя оборудования, было озву-  ний Тагил – АФЛ* на базе ХТС; Промлит, г.
           чено решение о соглашении  между ОаО нпК «Уралвагонзавод и ОаО «рЖД»  о закупке в   Чебоксары – АФЛ* на базе V-процесса; ВКМ-
            Китае «дефицитного» вагонного литья – отливок «рама боковая» и «балка надрессорная»   Сталь, г. Саранск – АФЛ* на базе V-процес-
            на 100 000 вагонокомплектов. первая партия такого литья поступила на «Уралвагонзавод»   са; ТВСЗ, г. Тихвин – АФЛ* на базе V-процес-
            еще 2 августа 2011 года, а всего на тот год регистром сертификации на железнодорожном   са. (* – размер опок всех АФЛ – 3000 (2900)
            транспорте сертифицирована партия боковых рам китайского производства в количестве   х1800 (1700)х500/500 (400/400) мм).
            30 тыс. штук [2]. К сведению: в россии уже с 2010 года вагоностроительные предприятия   Помимо вышеназванных предприятий, на
            поменьше (к примеру, ОаО «абаканвагонмаш», г. абакан; ОаО «рузхиммаш», г. рузаевка)   которых  организация  вагонного  литья  осу-
            регулярно приобретают литье китайского и украинского производства.   ществлялась  практически  «с  нуля»,  на  рос-
                                                                                 сийском рынке активно используется литье и
                                                                                 других предприятий, традиционных изготови-
              Не будем  повторять прописных истин: им-                           телей-поставщиков «Рамы боковой» и «Балки
            порт стратегически важной продукции (а имен-                         надрессорной» по ПГС-процессу: ОАО «НПК
            но такой продукцией, несомненно, является ва-                        «Уралвагонзавод»,  ЗАО  «Азовэлектросталь»
            гонное  литье)  угрожает  промышленной  без-                         и ОАО «Кременчугский сталелитейный завод
            опасности любого государства в целом, а так-                         (Украина). Как отмечено в материалах иссле-
            же больно хлещет по авторитету российских ли-                        дования  ИА  INFoline,  при  условии  заверше-
            тейщиков. Мне хотелось бы в этой статье про-                         ния  реализации  инвестиционных  проектов
            должить обсуждение этого и других вопросов,                          по  строительству  новых  мощностей  на  ЗАО
            а  также  привлечь  к  ним  пристальное  внима-                      «Тихвинский  вагоностроительный  завод»,
            ние  специалистов  и  инвесторов  (и  эти  вопро-                    ooo «ВКМ-Сталь» и проекта модернизации и
            сы, кстати, возникли не только у меня, но и у                        расширения  мощностей  ОАО  «НПК  «Уралва-
            целого ряда специалистов, литейщиков): поче-                         гонзавод» общие мощности по выпуску круп-
            му сложилась данная ситуация и что привело к                         ного вагонного литья в странах «Пространс-
            такому  неприглядному  для  российских  литей-                       тва 1520» возрастут на 100 тыс. т (более 34
            щиков факту? Учитывая вышесказанное, а так-                          тыс. вагонокомплектов) и составят более 510
            же громкие заявления, уверения и рассказы не-  продажам  формовочного  оборудования),  по-  тыс. т (180 тыс. вагонокомплектов) [3]. Такое
            которых представителей одной из фирм-произ-  лучаемого  «таким  высокотехнологичным  сов-  количество вагонного литья в значительной
            водителей формовочного оборудования (далее   ременным методом», – думаю, все, кто читает   мере позволило бы обеспечить потребности
            станет понятно, о какой именно фирме-произ-  эту статью, уже понимают, какой именно про-  российских вагоностроителей на данном эта-
            водителе идет речь) об уже успешно запущен-  цесс формообразования я сейчас имею в виду.  пе – возвращаясь к написанному выше.
            ном в эксплуатацию формовочном оборудова-  Причем сегодня уже ясно, что об этом несоот-   Однако, как уже и было сказано, несмот-
            нии, можно сделать однозначный вывод о том,  ветствии презентационного материала и реаль-  ря  на  огромные  затраты  инвесторов  и  уси-
           что «все мощности в России уже имеются и за-  ной действительности знают и говорят все. Мо-  лия  литейщиков,  оптимистический  сцена-
            действованы, и вот только еще чуть-чуть – и…»,  жет быть, уже настала пора сказать об этом   рий  наполнения  рынка  российской  продук-
            однако здесь сразу и возникает первый и глав-  вслух?                цией  не  реализован  даже  на  оценку  «удов-
            ный вопрос: а где же это российское крупное   Можно  смело  утверждать,  что  сегодняш-  летворительно».  Не  секрет,  что  из  запраши-
            вагонное  литье?  Где  «Рама  боковая»  и  «Бал-  ние  значительные  объемы  потребления  ва-  ваемых 8 форм в час ОАО НПК Уралвагонза-
            ка надрессорная» в тех количествах и в том ка-  гонного  литья  на  фоне  увеличившейся  пот-  вод на линии ХТС получает только 3-4 фор-
           честве, о которых можно было бы говорить ис-  ребности в новых вагонах и ремонтных час-  мы в час. Два предприятия (ЗАО «ВКМ-Сталь»
            ходя из представленных цифр в красивых пре-  тях, не были сюрпризом. Дефицитность круп-  и ЗАО «Тихвинский ВСЗ») вопреки ранее оз-
            зентациях?  То  же  самое  можно  сказать  пря-  ного вагонного литья наряду с высокой рен-  вученным планам до настоящего времени да-
            мо и открыто о заявляемых интересных циф-  табельностью  его  производства  отчетливо   же не запущены. На ООО «Промтрактор-Про-
            рах  по  «стоимости  одной  формы»,  по  «пас-  прослеживалась  на  протяжении  последних   млит» по данным 2010 года показатель «вы-
            портной  производительности»  –  ведь  то,  что   7-8 лет. И ведь именно производству вагон-  пуск/производственная  мощность»  –  менее
            говорится об этом в тех же презентациях, ми-  ного  литья,  в  первую  очередь  «Рамы  боко-  50%  –  был  наихудшим  среди  всех  предпри-
            нимум не соответствует действительности. Где   вой»  и  «Балки  надрессорной»,  на  этом  эта-  ятий, производящих вагонное литье [3]. При
            эта громко и широко заявленная высокая рента-  пе  было  уделено  максимальное  внимание.  этом  следует  отметить,  что  на  автоматичес-
            бельность крупного вагонного литья (действи-  Данная  отрасль  по  объемам  финансирова-  кой линии по вакуум-процессу в Чебоксарах
            тельная, а не высчитываемая менеджерами по   ния проектов модернизации литейных цехов   освоен выпуск только «Балки надрессорной»,
           72                                                                                   http://www.znk.by
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79