В 2023 году ОАО «Управляющая компания холдинга «Белавтодор» отметила 10-летие со дня образования. Кроме официальных мероприятий состоялось награждение работников, внесших значимый вклад в развитие организации. Выбран нестандартный формат праздничных мероприятий: совместно с Госавтоинспекцией и Министерством транспорта и коммуникаций холдингом «Белавтодор» был организован Республиканский мотопробег, маршрут которого пролегал по областным центрам протяженностью более 1900 км с посещением знаковых мест республики, символов боевой славы, таких как Брестская крепость, Буйничское поле, Курган Славы и др., организованы конкурсы профессионального мастерства и различные соревнования, способствовавшие объединению работников дочерних компаний холдинга «Белавтодор» в одно целое. По итогам соревнований ОАО «ДСТ № 5» заняло первое место среди коллег по холдингу.
ОАО «ДСТ № 5» сегодня решает серьезные задачи как в Республике Беларусь, так и за ее пределами, а значит, является максимально экспортоориентированной компанией. Если в текущем году задание по экспорту услуг по ОАО «Управляющая компания холдинга «Белавтодор» приближается к 80 млн долл. США, то на долю пятого треста как дочерней компании холдинга приходится 30 млн долл. Много это или мало, учитывая, что в данный момент в холдинг входят 10 субъектов хозяйствования, в т.ч. 7 дорожно-строительных трестов, можно поразмышлять. Для ОАО «ДСТ № 5» эта цифра весьма амбициозная, в прошлом году она равнялась 22 млн долл. Один из значимых проектов, который тресту предстоит реализовать в ближайшее время, – строительство участка автомобильной дороги «Алексеевское–Альметьевск» в составе платной автомобильной дороги «Шали (М-7)–Бавлы (М-5), км 80–км 89» в Республике Татарстан. На сегодняшний день это один из наиболее крупных контрактов, подписанных дорожниками нашей страны с российскими коллегами.
Автодорога Шали–Бавлы соединит две федеральные трассы – М-7 «Волга» и М-5 «Урал». Кроме того, она должна стать коридором для грузовых перевозок по маршруту Европа–Западный Китай и станет важным логистическим узлом, способным разгрузить и перенаправить грузовые и пассажирские потоки, дорога станет первой в Республике Татарстан платной дорогой, строительство планируется завершить в 2024 году.
Концессионное соглашение о строительстве дороги Алексеевское–Альметьевск протяженностью более 145 км в составе трассы Шали–Бавлы является самым крупным проектом с применением механизма государственно-частного партнерства, реализующимся в Республике Татарстан. Общая сумма инвестиций составит более 80 млрд росс. руб., поэтому трест уделяет особое внимание этому объекту.
ДСТ № 5 должен выполнить строительство почти 10-километрового участка «под ключ», включая земляные работы и прокладку инженерных сооружений и пр. В настоящее время на объекте трудятся около 100 человек и задействовано 40 единиц техники. Времени у белорусских дорожников, имеющих репутацию надежных подрядчиков, немного, но генеральный директор треста уверен, что с заданием они справятся своевременно и без нареканий.
– В прошлом году мы начали строительство своего участка автодороги в Татарстане, – сообщает генеральный директор ДСТ № 5 Анатолий ФИКОВ, опытный руководитель с более чем 20-летним стажем в дорожно-строительной отрасли. – Стоимость контракта составляет примерно 4,5 млрд росс. руб.
Второй по значимости объект – «Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар–Славянск-на-Кубани–Темрюк–автомобильная дорога А-290 Новороссийск–Керчь» в Краснодарском крае (стоимость контракта превышает 2,5 млрд росс. руб.). Работы на этом объекте также должны быть завершены в следующем году. Львиная доля от всей нашей выручки приходится на два этих проекта. За первое полугодие 2023 года выручка по экспорту услуг составила 62% от общего объема выполненных работ.
Кроме этого, мы работаем и в Республике Беларусь, делая основной акцент на устройство цементобетонных покрытий. В прошлом году трудились на двух значимых объектах. Один из них – «Юго-западный обход г. Могилева», заказчик – РУП «Могилевавтодор», за устройство цементобетонного покрытия на котором трест получил диплом I степени в республиканском конкурсе «Лидеры в строительстве» в номинации «Дорожное строительство-2023».
Второй объект, исполненный в цементобетоне, – «Обход г.п. Мир», заказчик – РУП «Гродноавтодор».
В 2023 году мы начали работать на объекте «Строительство путепровода-дублера: ул. Якубовского – Загородное шоссе в г. Могилеве» вместе с нашими коллегами – ОАО «ДСТ № 3» и сейчас плавно переключились на реконструкцию автодороги М-3 «Минск–Витебск, км 41,0–км 56,0» заказчик объекта – РУП «Минскавтодор-Центр», а генподрядчиком является ОАО «ДСТ № 2, г. Гомель», стоимость нашего контракта – более 40 млн руб. Работы планируется завершить к концу 2024 года. В рамках реконструкции силами ДСТ № 5 будет уложено покрытие тяжелого бетона на почти 16 км дороги шириной 9,5 м.
Параллельно с реализацией крупных проектов нами выполняется программа по приведению дорожной сети Республики Беларусь в надлежащее состояние, выполняются текущие ремонты дорог. Основные наши заказчики – РУП «Минскавтодор-Центр», РУП «Могилевавтодор», РУП «Гродноавтодор» и др.
Анатолий Фиков поясняет, что главные достижения ОАО «ДСТ № 5» в текущем году были напрямую связаны со значительным приростом экспортной выручки, следствием этой плодотворной работы стала заслуженная награда – Благодарность Евразийской экономической комиссии, возглавляемой Михаилом Владимировичем Мясниковичем.
Генеральный директор ОАО «ДСТ № 5», считает, что благодарственное письмо является признанием и высокой оценкой труда, что, по мнению руководителя, стимулирует коллектив к дальнейшей эффективной работе, поиску новых решений и проектов, повышению качества работ.
В свою очередь, в Республике Татарстан представители ДСТ № 5 плодотворно коммуницируют с руководством республики на уровне Раиса Рустама Нургалиевича Минниханова. Глава Республики Татарстан при посещении Республики Беларусь в 2023 году отметил высокое качество выполнения работ белорусскими дорожниками.
Главная задача работников ДСТ № 5 на данном этапе – не ударить в грязь лицом и оправдать оказанное доверие. Работа в Российской Федерации является успешной еще и потому, утверждает генеральный директор, что трест несколько лет является членом Ассоциации бетонных дорог России. Этому шагу поспособствовал президент Ассоциации, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков.
Анатолий Фиков лично участвует в научно-практических конференциях Ассоциации, выступает с докладами, делится опытом строительства бетонных дорог в Республике Беларусь с российскими коллегами и является активным участником значимых мероприятий. Как правило, на конференциях и заседаниях присутствуют важные заказчики и крупные подрядчики, что дает возможность быть в курсе международных событий, владеть ситуацией на деловой арене и быть на острие востребованности.
Учитывая, что трест работает в т.ч. в Российской Федерации, качество выполняемых работ – именно тот инструмент, который обеспечивает конкурентоспособность предприятия. Следует отметить, что российские компании шагнули далеко вперед, а значит, белорусам есть над чем работать, чтобы и в гарантийные сроки укладываться (в дорожном строительстве они составляют иногда и 10 лет), и соответствовать довольно высоким требованиям.
– Мы пошли по пути централизации, создали в тресте большое управление технологий, контроля качества и экологии. Для подтверждения достоверности и компетентности проведения испытаний в 2020 году трестом была проведена работа по аккредитации строительной лаборатории на территории Российской Федерации, которая оснащена современным оборудованием и квалифицированными кадрами, что позволяет сегодня выполнять контроль качества работ в соответствии с российскими стандартами, – констатирует Анатолий Фиков. – Мы успешно освоили выпуск и укладку асфальтобетонных смесей, разработанных по современным методикам, таким как Суперпейв (Superpave технология) и СПАС (система проектирования асфальтобетонных смесей).
Кроме того, у нас успешно функционирует недавно внедренная система проектного управления, которая позволяет осуществлять оперативный учет и контроль на объектах строительства независимо от их удаленности, а также ежедневный контроль себестоимости выполняемых работ. Для этих целей в ДСТ № 5 внедрен программный комплекс Spider Project – мощный инструмент для внедрения технологии управления проектами, так как без автоматизации на современном этапе сложно оперативно решать поставленные перед трестом задачи. Внедрение программного комплекса влечет за собой обучение и развитие персонала в области управления и повышение его компетенции, что характерно для всего холдинга.
Генеральный директор ОАО «ДСТ № 5» при этом отмечает, что все позитивные начинания поддерживает руководство ОАО «Управляющая компания холдинга «Белавтодор» в лице генерального директора Юрия Станиславовича Масюка, первого заместителя генерального директора Александра Викторовича Авраменко, заместителя генерального директора по экономике Елены Владимировны Пунчик.
Анатолий Фиков выражает огромную благодарность руководителям холдинга за поддержку и помощь в решении важных организационных вопросов и реализации самых амбициозных проектов, а также за оказанное содействие при заключении трестом значимых контрактов.
Тресту с приходом такого руководителя, как Анатолий Станиславович Фиков, удалось значительно нарастить объемы производства, в т.ч. за рубежом. Многому пришлось научиться в процессе работы, перенимая опыт ведущих российских дорожно-строительных компаний. Существенно обновлена и пополнена материально-техническая база предприятия, в текущем году основательно обновлен парк дорожно-строительной техники.
Слаженная работа всего коллектива, грамотное руководство, высокий профессионализм и строгая дисциплина позволяют тресту выполнять работы с высоким качеством и в установленные сроки, что дает возможность сохранить деловую репутацию и на протяжении долгих лет оставаться в лидерах дорожного строительства Республики Беларусь.
ОАО «ДСТ № 5»
Ул. Лукьяновича, 4, оф. 253,
220113, г. Минск,
Республика Беларусь
Тел. (+375 17) 388-43-55
Е-mail: dst5@dst5.by
www.dst5.by