Page 35 - журнал «Знак Качества» №1-2018
P. 35
Особое внимание в своей работе мы уделяем вопросам дальнейшего развития и гармонизации нормативной правовой базы, регулирующей во-
просы сотрудничества, практического взаимодействия организаций ОПК двух государств, а также вопросы поставки продукции военного назначения
в интересах двух государств. Механизм сотрудничества по этому направлению запущен соответствующей договорной правовой базой, которая в на-
стоящее время отвечает стандартам времени и эффективно функционирует. Несмотря на имевшиеся в 1990-е годы разрывы партнерских отношений
в других секторах экономики, большинство оборонно-промышленных предприятий сохранили и по-прежнему имеют тесные кооперационные связи
с российскими партнерами.
Активно осуществляется сотрудничество организаций сторон в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством
Российской Федерации от 20 мая 1994 года о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности.
В рамках Соглашения предприятия и организации оборонных отраслей промышленности Республики Беларусь и Российской Федерации уже без мало-
го четверть века успешно осуществляют кооперационные поставки материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, учебного и вспомогательно-
го имущества на основании согласованных перечней, без квотирования и лицензирования, а также взимания пошлин на экспорт-импорт товаров.
У нас есть прекрасный документ, который работает и дает положительные результаты, – Договор между Республикой Беларусь и Российской Фе-
дерацией о развитии военно-технического сотрудничества, подписанный в Москве 10 декабря 2009 года. На его основе введен упрощенный порядок
взаимной поставки продукции (работ, услуг) военного назначения для оснащения национальных вооруженных сил, других силовых ведомств и реги-
ональной группировки войск. В результате повышена оперативность поставок перспективных образцов ВВСТ и выстроены эффективные коопераци-
онные цепочки между предприятиями ОПК Беларуси и России. В силу определенных причин договор вступил в силу лишь в 2012 году, после выхода
Указа Президента России о программе мероприятий по активизации сотрудничества и принятия Федерального закона Российской Федерации «О го-
сударственном оборонном заказе». Все это создало предпосылки для прямых контактов производителей и потребителей, а также положительно отра-
зилось на укреплении безопасности СГ.
В соответствии с этим документом белорусской стороне не только осуществляется поставка финальных образцов ВВСТ, но и производится ее сер-
висное, послепродажное обслуживание. При этом особое внимание уделяется ремонтным предприятиям, имеющим возможность обслуживать и ре-
монтировать на местах поставляемую технику.
Активно развивается сотрудничество Беларуси и России и в вопросах совместной охраны воздушно-космического пространства. Здесь, в рамках
создания и развития региональной системы ПВО, Российская Федерация наращивает возможности белорусской противовоздушной обороны. За счет
новейшей российской продукции идет постоянное обновление парка авиационной техники, зенитных ракетных и радиотехнических войск, оказывает-
ся помощь в модернизации и сервисном обслуживании имеющихся на вооружении образцов ВВСТ.
Эффективно действует Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о реализации Про-
граммы военно-технического сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до 2020 года, которая позволила систематизи-
ровать работы в области ВТС между двумя странами. Данная программа – логическое продолжение и закрепление уже достигнутого, «дорожная кар-
та» на ближайшую перспективу, включающая мероприятия по поставкам, ремонту, модернизации, проведению научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ в интересах министерств обороны двух стран, а также кооперационных и интеграционных связей предприятий ОПК Республики
Беларусь и Российской Федерации по указанным направлениям.
Не менее эффективно между нашими странами решается вопрос защиты технологий и прав на объекты интеллектуальной собственности, исполь-
зуемые и полученные в ходе двустороннего ВТС, в т.ч. в отношении разработок советского периода, который регулируется соответствующим меж-
правительственным Соглашением, подписанным в 2005 году. В этих базовых документах содержится алгоритм нашего взаимодействия и совместно-
го продвижения к заявленным общим целям. По разным позициям оно имеет разную траекторию и практические результаты, но общая динамика по-
зитивная.
Вместе с тем хочу отметить, что все же правовая база еще далека от должной сбалансированности и по ряду позиций требуется корректировка.
Придать импульс ВТС могло бы более активное взаимодействие сторон в российской программе по импортозамещению. Санкции в отношении
России со стороны Запада и разрыв партнерских связей российского ОПК с Украиной привели к появлению свободных ниш, которые могли бы занять
белорусские оборонщики. Развитию ВТС Беларуси и России могло бы способствовать привлечение белорусских предприятий на равных условиях к го-
сударственному оборонному заказу Российской Федерации. А пока, к сожалению, мы работаем на подряде и субподряде. Взаимные пошаговые дейс-
твия в решении этих вопросов позволили бы снять ограничения и придать новый импульс российско-белорусскому стратегическому сотрудничеству,
в т.ч. в военно-технической сфере. При этом совместно с российскими коллегами мы обязаны найти те направления, расширить тот перечень меха-
низмов, которые позволяют двигаться вперед, говорить о дальнейшей динамике в развитии нашей интеграции.
Говоря о перспективных направлениях развития организаций белорусской оборонки, хочу отметить, что важнейшей задачей для отечественных ре-
монтных предприятий на текущую пятилетку является реализация интеграционных процессов с организациями ОПК Российской Федерации. При этом
важно создать благоприятный климат для того, чтобы сами предприятия нашли наиболее комфортную форму интеграции, целью которой является
достижение положительного научно-технического и индустриального результата. Например, ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» плотно рабо-
тает практически со всеми основными российскими авиастроительными корпорациями и холдингами. Без взаимодействия с ними сегодня невозмож-
но качественное планирование и исполнение контрактов по ремонту авиатехники, так как в их состав входит большинство предприятий, производящих
комплектующие и также занимающихся капитальным ремонтом авиакомпонентов. ОАО «558 АРЗ» уже не первый год ведется планомерная работа по
внедрению производственных мощностей в авиастроительный комплекс Российской Федерации. На предприятии создано современное, хорошо осна-
щенное производство авиационных компонентов, заключаются контракты на производство деталей и комплектующих изделий для производства граж-
данских самолетов. Так, первым стал контракт с ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» (г. Таганрог) на изготовление агрегатов для самолета-амфибии Бе-
200ЧС. На этом самолете установлено более 60 наименований агрегатов гидравлической системы производства ОАО «558 АРЗ».
Сегодня в мире наблюдается тенденция по объединению усилий разработчиков и производителей. Самые лучшие и востребованные образцы изделий
разрабатываются именно в совместных конструкторских бюро (КБ). Поэтому и нашим странам надо не замыкаться в рамках собственных КБ, а необхо-
димо прилагать совместные усилия для разработки нового инновационного продукта. И главное – это движение должно быть обоюдное и встречное.
Сотрудничество ОПК России и Беларуси имеет под собой прочный фундамент. Более трети всего экспорта белорусской «оборонки» приходится
на Россию. Причем белорусско-российская кооперация, которая постоянно развивается и углубляется, взаимно укрепляет экспортные позиции двух
государств. Многие белорусские организации поставляют российским смежникам элементную базу, радиоэлектронные устройства, средства подвиж-
http://www.znk.by 33