Page 7 - журнал №3-2017
P. 7

лый ряд других внешних обстоятельств. В этих условиях наши предприятия должны рассчитывать в основном на  собственные резервы – повы-
            шение конкурентоспособности за счет качества и цены. Предприятия стремятся и в силу ситуации на рынках просто вынуждены максимально
            учитывать интересы потребителей.
              Так, ОАО «Минский тракторный завод» разработало и изготовило для стран Юго-Восточной Азии малогабаритный трактор мощностью
            35-60 л.с. по очень конкурентной цене; для российских потребителей – гусеничный трактор «Беларус» 1402; для стран ЕС – колесные тракто-
            ры «Беларус» серий 900-3500 с установкой двигателей, соответствующих экологическим требованиям ступени 3В по выбросам вредных ве-
            ществ по Директиве 97/68/ЕС(200/25/ЕС).
              Для российского потребителя расширяется номенклатура поставок отечественной техники на газомоторном топливе. Так, ОАО «МАЗ» по-
            ставило потребителям более 80 газовых автобусов, ОАО «БелАЗ» доработало два самосвала грузоподъемностью 130 т для работы в газодизель-
            ном режиме. В СП «МТЗ Елабуга» (Елабуга, Россия) изготовлено 13 тракторов «Беларус-82.1» с газодизельными двигателями. Холдинг «Гом-
            сельмаш» за 2012-2015 годы поставил в Бразилию более 65 единиц кормоуборочной техники, адаптированной к местным условиям с учетом
            особенности рельефа сельхозугодий этой страны.
             – Не секрет, что многие государства активно содействуют производителям в продвижении своей продукции на мировые рынки. Какая
            поддержка оказывается белорусскому промышленному сектору в расширении экспорта?
             – В Беларуси соотношение внешнего торгового оборота к ВВП в среднем составляет около 120%. Республика торгует со 198 странами, в т.ч.
            осуществляет экспортные поставки в 165 государств, а импортирует товары из 181 страны. Показатели с таким уровнем интеграции в мировую
            торговлю складываются не во многих государствах. На нас это накладывает важные условия при формировании экономической политики.
              Экспорт – один из важнейших приоритетов. В республике создана действенная система его поддержки. Задач несколько: максимально ди-
            версифицировать экспорт, поддержать освоение новых рынков и сохранение присутствия на действующих, в конечном итоге достичь положи-
            тельного сальдо внешней торговли товарами и услугами. Поддержка экспорта осуществляется в рамках Указа Президента Республики Бела-
            русь от 25 августа 2006 года № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)». Правительством принято решение об экспорт-
            ном кредитовании в первую очередь инвестиционных товаров (и только нерезидентов) исключительно через Банк развития Республики Бела-
            русь. Это международная практика. Утверждены Положение о порядке предоставления Банком развития экспортных кредитов и соответству-
            ющий перечень инвестиционных товаров.
              Расширена сфера применения президентского Указа № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Бела-
            русь»: задействованы 9 банков и 13 лизинговых компаний. Успешно работает на экспорт, ежегодно увеличивая свой оборот, государственная
            компания «Промагролизинг». Благодаря действию данных инструментов нам удалось за период с 2009 года по февраль 2016 года поставить
            на экспорт 14 386 единиц техники на сумму 2,042 млрд долл.
             – Есть ли в промышленности проблема с кадровым потенциалом и как она решается?
             – В Республике Беларусь принята и реализуется Государственная программа социальной защиты и содействия занятости населения на 2016-
            2020 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73). В рамках указанной государственной програм-
            мы реализуется подпрограмма «Содействие занятости населения». Ее основными задачами являются: обеспечение сбалансированности спро-
            са и предложения рабочей силы на рынке труда; содействие повышению качества трудовых ресурсов и росту конкурентоспособности рабочей
            силы; стимулирование экономической активности населения, вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения; со-
            вершенствование институциональных, организационных и финансовых механизмов содействия занятости населения.
             – Беларусь имеет самый высокий ежегодный темп роста промышленного производства в СНГ и Европе за последние 20 лет. Но сегодня
            ситуация в мировой экономике крайне сложная. Как отвечает на эти вызовы белорусский промышленный сектор и каковы перспективные
            планы по развитию отечественной промышленности?
             – Основная задача на текущую пятилетку состоит в обеспечении сбалансированного роста с учетом имеющихся внутренних ресурсов и внеш-
            ней конъюнктуры рынка. Главное – качественное развитие промышленного комплекса. В планируемый период необходимо максимально за-
            действовать потенциал вновь введенных и модернизированных производств, следует оперативно проанализировать работу неэффективных
            производств и принять решения по их реструктуризации. Для обеспечения максимальной отдачи от государственных вложений изменены под-
            ходы к предоставлению государственной поддержки, которые регламентируются Указом Президента Республики Беларусь № 106 «О государ-
            ственных программах и оказании государственной финансовой поддержки».
              Для развития промышленности в соответствии со сформированным перечнем государственных программ предполагается реализовать
            Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, Государственную программу развития
            фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016-2020 годы, подпрограмму «Инновационные биотехнологии-2020», «Ос-
            воение в производстве новых и высоких технологий». Завершаются разработка и защита долгосрочных перспективных планов развития
            предприятий на период до 2025 года. Практически по всем валообразующим и системообразующим предприятиям такие планы уже рассмот-
            рены, даны серьезные и принципиальные замечания, ведутся их доработка и представление на утверждение.
              В новой пятилетке необходимо реализовать ряд значимых инвестиционных проектов. Среди них – возведение завода по производству лег-
            ковых автомобилей «Белджи» с мощностью двух очередей 120 тыс.  автомобилей в год; строительство на ОАО «БМЗ» производства спецста-
            лей мощностью 300 тыс. т в год (все машиностроение республики на 100% будет обеспечено своими конструкционными, инструментальными
            и специальными сталями); реализация проекта по производству высокоточного чугунного литья в ОАО «Минский моторный завод» (позволит
            производить двигатели внутреннего сгорания, соответствующие самым современным и перспективным требованиям); модернизация кожевен-
            но-обувной промышленности, включая увеличение мощностей на «Марко» до 5 млн пар обуви; реализация в ОАО «Белшина» проекта по освое-
            нию производства сверхкрупногабаритных шин для самосвалов особо большой грузоподъемности производства ОАО «БелАЗ», а также для ка-
            рьерной техники зарубежного производства (Komatsu, Caterpiller и др.).
              Достижение указанных целей и решение обозначенных задач будет обеспечено в соответствии с Основными положениями Програм-
            мы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, которые были представлены для широкого обсуждения
            в стране и утверждены на V Всебелорусском народном собрании.
                                       Материал предоставлен редакцией журнала «Вестник Белнефтехима», автор – Александр РУДКОВСКИЙ
           http://www.znk.by                                                                                    5
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12