Сегодня широко известно: ОАО «Белшина» – одно из крупнейших предприятий в Европе по выпуску автомобильных шин. Причем это продукция для легковых, грузовых, большегрузных автомобилей, автобусов, тракторов, сельскохозяйственных машин, электротранспорта. Но ведь с чего-то этот гигант только начинал вырастать? Вот об этом, о современных возможностях и перспективах ОАО «Белшина» мы попросили рассказать генерального директора Александра Валентиновича КОВАЛЕВА.
– Александр Валентинович, знаю, что в трудовом коллективе помнят, как началась деятельность вашего предприятия. И все-таки расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

генеральный директор ОАО «Белшина»
– «С первой шиной! С Новым годом!» Такими словами встречали первую шину сотрудники Белорусского шинного комбината (БШК). Это была шина для 27-тонного великана-БЕЛАЗа, выпущенная в канун нового 1972 года. Так было положено начало большому производству, сделавшему белорусские шины брендом страны. Но обо всем по порядку.
25 марта 1963 года Совет Министров СССР принял постановление, которое предусматривало строительство в Бобруйске Белорусского шинного комбината (БШК). Всесоюзная комсомольская стройка началась в 1965 году. И после ввода в эксплуатацию корпусов первого завода из четырех в 1971 году она продолжалась – возводили новые цеха, строили склады, бытовые помещения и жилье для сотрудников. Так постепенно в Бобруйске вырастал город в городе, где рождалось новое производство, призванное стать крупнейшим в Европе. Так и сложилось!
Миллионная шина была выпущена на предприятии в 1975 году, а уже сегодня предприятие выпускает более 4 млн штук автошин в год.
– Александр Валентинович, 1990-е годы были трудными для всей страны и особенно для крупных предприятий. Как предприятие развивалось и какое оно сегодня?
– Конечно, после распада СССР предприятие потеряло некоторые рынки сбыта, объемы производства значительно сократились, устаревшее оборудование требовало обновления, долги росли, а люди были без работы. В тот тяжелый момент предприятие и получило надежную государственную поддержку. Это позволило в 1994 году начать техническое перевооружение и благодаря этому нарастить мощности по выпуску сельскохозяйственных шин до 150 тыс. штук в год, шин для легкогрузовых автомобилей – до 700 тыс., наладить производство цельнометаллокордных шин на экспериментальном участке с ежегодным объемом 1,5 тыс. штук!
К 2024 году «Белшина» освоила более 300 моделей шин. Это и шины для сельскохозяйственной и строительной техники, индустриальные шины для погрузчиков, погрузочно-транспортных машин, самосвалов, бульдозеров, и легковые шины с посадочными диаметрами от 17” до 20”, а также грузовые шины цельнометаллической конструкции и сверхкрупногабаритные шины диаметром до 57”.
В 2025 году «Белшина» планирует поставить на производство 13 новых моделей шин.
– Александр Валентинович, а как за последние годы складываются экспортные возможности, направления реализации вашей продукции?
– Первые шины на экспорт отправились
в Польшу в 1975 году. Спустя 10 лет освоение выпуска крупногабаритных шин позволило нам конкурировать с мировыми производителями из Японии, США и Франции.
За последние пять лет «Белшина» продала около 25 млн шин на сумму более 2 млрд долл. Теперь 40% продукции идет на экспорт в более чем 40 стран мира. Основной рынок сбыта экспорта – Россия с долей в экспорте
в стоимостном выражении около 90%. Самая дальняя точка нашего экспорта – ЮАР.
Сегодня наша продукция успешно поставляется в Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан, Афганистан, Грузию, Туркменистан, ОАЭ, Иран, Пакистан. В качестве перспективного сегмента «дальней дуги» рассматривается Африка. Специалисты предприятия прорабатывают варианты возобновления взаимоотношений и увеличения продаж в адрес контрагентов из Египта, ЮАР, Зимбабве.
– «Семейство брендов «Белшина». Как это устойчивое выражение широко понимается в XXI веке?
– Сейчас ОАО «Белшина» является одним из крупнейших в Европе производителей шинной продукции. Если 30 лет назад на предприятии был один бренд – Belshina и максимальный посадочный диаметр легковых шин достигал всего 13-14 дюймов, то к 2024 году
на предприятии разработаны и поставлены на серийное производство линейки легковых шин
с посадочным диаметром до 19 дюймов под брендами Artmotion, Artmotion HP, AstartA SUV, Artmotion Snow, AstartA Snow SUV, Artmotion All Seasons. Поставлены на серийное производство шины для грузовых и сельскохозяйственных автомобилей под брендами Escortera, Forcerra, Forcerra Industry, Galero Agro. Важно отметить, что шинами «Белшина» комплектуют свои авто ОАО «БЕЛАЗ», ОАО «МАЗ», ОАО «БЕЛДЖИ», ОАО «МТЗ», ОАО «Гомсельмаш», ООО «Ростсельмаш», ПАО «КАМАЗ» и многие другие отечественные
и зарубежные компании. Мы также возобновляем связи с «АвтоВАЗом».
Наша компания всегда держит руку на «пульсе рынка» и быстро реагирует на трансформацию конкурентной среды, учитывает изменения и актуализирует стратегию развития, чтобы обеспечивать устойчивую работу и экономический рост.
– Что способствует успеху и устойчивому положению ОАО «Белшина» на рынке?
– Главное – на предприятии продолжается инновационная деятельность. Она охватывает несколько проектов. Первый из них – освоение индустриальных цельнометаллокордных шин с посадочным диаметром 25-29 дюймов из брендовой линейки Forcerra Industry – находится в завершающей стадии. Устанавливается оборудование, которое
к концу года планируется принять в эксплуатацию. В стадии реализации находится и проект по увеличению мощностей для производства шин 20-24 дюйма, предназначенных для внутреннего рынка.
– Какими наградами был отмечен труд вашего коллектива?
– Их много. OAO «Белшина» признано победителем конкурса «Лидеры промышленности Республики Беларусь-2024» и награждено дипломами в номинациях «Предприятие года – лидер в области НИОКР и внедрения инновационных видов продукции и услуг» и «Продукт года в категории «Открытие года» за продукт «Легковая шина 215/55R18 модели BEL-412».
Шины производства OAO «Белшина» по оцениваемым показателям признаны равноценными, а по некоторым позициям и превосходят продукцию предприятий-конкурентов, представленную на рынке Республики Беларусь.
Также одним из значимых событий в жизни предприятия стало получение Государственного знака качества. 23 января 2025 года во Дворце Независимости Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко вручил первые Государственные знаки качества представителям предприятий, продукция которых была удостоена этой высокой оценки. В их числе была и «Белшина».

из рук Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича ЛУКАШЕНКО
принимает Государственный знак качества
В заявку на присвоение Государственного знака качества Республики Беларусь в 2024 году ОАО «Белшина» включило 15 образцов продукции (сельскохозяйственные, грузовые и легковые шины, строительно-дорожную ЦМК-шину и ЦМК-шину для карьерных самосвалов).
«Белшине» Государственный знак качества был присвоен в группе продукции производственно-технического назначения за легковые шины 215/60R17 модель BEL-402 96H и 225/65R17 модель BEL-411 102H линейки Astarta SUV.

– «Белшина» и Государственный знак качества ассоциируются друг с другом уже очень давно, со времен СССР.
– Поясню: для предприятия подобная процедура – рестарт традиций. В Советском Союзе Государственный знак качества был утвержден в 1967 году, и уже спустя восемь лет пятигранная маркировка красовалась на бобруйских шинах.
– Какие же бобруйские шины первыми получали Знак качества?
– Очень разные! Самая маленькая – шина 21.3-24 модели ИЯВ-79. Такой комплектовали дорожно-строительные машины. Самая большая – 21.00-33 модели ВФ-166А. Она была призвана работать в тандеме с карьерными самосвалами БелАЗ грузоподъемностью до 42 т. Средняя по размеру шина – 18.00-25 модели ВФ-76Б. Это верный спутник карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью до 30 т. Любопытно, что эта шина выпускается на предприятии по сей день. Правда, к названию модели добавлена литера М, означающая «модернизированная». Яркий пример качества, проверенного временем!
Документальное подтверждение факта присвоения Знака качества СССР продукции ПО «Бобруйскшина», а также даты этого события предоставляет подшивка газеты «За ударный труд» (так раньше называлась газета «Шинник» – современное корпоративное издание «Белшины»). Передовица номера
за 6 сентября 1975 года вышла под заголовком «Со знаком качества».

– Какими возможностями предприятие обладает сейчас? Что в ваших перспективных планах?
– Основные задачи ОАО «Белшина» на 2025 год – производство продукции, максимально удовлетворяющей потребностям потребителя, а также создание условий для наиболее комфортного приобретения шин путем увеличения мест реализации.
Обществом продолжится работа по увеличению доли присутствия на рынке Республики Беларусь, а также развитию международного сотрудничества для обеспечения выхода белорусских шин на внешние рынки и укрепления имиджа ОАО «Белшина» за пределами Республики Беларусь.
ОАО «Белшина»
Ш. Минское, 4,
213824, г. Бобруйск,
Могилевская обл.,
Республика Беларусь
E-mail: belshina@belshina.by
www.belshina.by