Новый формат XIХ Республиканского профессионального конкурса на соискание премии за достижения в строительстве «ЛИДЕРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ — 2022» следует трендам на рынке и поддерживает динамичные компании и организации, которые внедряют инновации, совершенствуют качество и ищут решения самых сложных задач.
Конкурс проводится с 2004 года ежегодно (до 2021 года он проводился под названием «Лучший строительный продукт года»). В 2022 году он пройдет в девятнадцатый раз под новым брендом: «ЛИДЕРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ».
Председатель оргкомитета ежегодного Республиканского профессионального конкурса на соискание премии за достижения в строительстве «ЛИДЕРЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ» Александр Патутин 6 апреля в Доме прессы сообщил о старте обновленного республиканского строительного конкурса. Тема стартовой пресс-конференции: «Возможности развития строительного рынка Республики Беларусь в 2022 году. Значимые проекты отечественных предприятий в области совершенствования продукции и услуг, активизации экспортной деятельности».
Александр Патутин отметил, что строительная отрасльвсегда играла важную роль в экономике государства, и ее доля составляет до 8% ВВП. Новая ситуация, в которой мир оказался весной текущего года, по его мнению, открывает уникальные возможности для предприятий отрасли. В условиях санкционного давления, нарушения логистических цепочек, нехватки сырья усиливается значение строительной отрасли для экономики Республики Беларусь.
Трудности создают возможности для поиска новых решений развития: освобождаются огромные ниши на строительном рынке, увеличивается спрос на продукцию отечественных предприятий, многие из них расширяют ассортимент, предлагая то, что востребовано потребителем.
Сегодня возник небывалый спрос на материалы и изделия для жилищного строительства. Многие отечественные производители ощущают серьезный рост спроса на внешних рынках на свою продукцию, который объясняется просто: многие производители за рубежом в связи с ростом цен на энергоносители на мировом рынке либо приостановили свою деятельность, либо вынуждены повышать цены. В этих условиях отечественная продукция становится особо востребованной, ее не хватает. РУПП «Гранит» и другие предприятия испытывают сложности с нехваткой транспортных средств, пояснил Александр Патутин.
В таких условиях организаторы конкурса видят своей главной миссией поддержку тех производителей, организаций и предприятий, которые стремятся, несмотря ни на какие сложности, развиваться на строительном рынке и совершенствовать качество своей продукции и услуг:
– Мы считаем важным выделить достижения тех компаний, которые выпускают современную высококачественную продукцию строительного назначения, осуществляют строительство зданий и сооружений, используют современные технологии и решения, а также тех, кто проектирует здания с уникальной архитектурой, с использованием наиболее современных эффективных технологий, осуществляет эффективное управление строительной деятельностью, экспертную поддержку на всех стадиях.
Организаторы конкурса, отметил Александр Патутин, в 2022 году приняли решение о масштабных обновлениях – ребрендинге конкурса. Поменялось и его название – «Лидеры в строительстве».
– Это теперь не только конкурс для строительной продукции. Теперь мы более масштабно рассматриваем и объекты. В прошлые годы это была отдельная номинация в конкурсе продуктов, но количество и качество новых объектов подтолкнули экспертов к подготовке отдельного конкурса — «Объект года».
Также впервые будет проведен конкурс «Компания года», на который могут заявиться организации и предприятия любой сферы строительства: от проектных до девелоперских. Главными критериями должны стать качество выполняемых работ (выпускаемой продукции), инновационность внедряемых решений, уникальность и эффективность опыта.
Таким образом, в структуре общего «зонтика» «Лидеры в строительстве» выделено несколько специализированных конкурсов: «Компания года», «Объект года», «Строительный продукт года». В перспективе — «Техника года», «Дорожное строительство» и т.д.
Эти преобразования отвечают запросам предприятий и сегментированного рынка.
Также полностью пересмотрена система номинаций: их стало значительно больше — более 200! Они более точно отражают суть достижений, с которыми предприятия могут регистрироваться на конкурс. Новая система оценки претендентов и их продуктов предусматривает введение большого количества критериев, по которым оцениваются достижения предприятия, либо объектов, либо продуктов и т.д. «Оцениваются не только физико-технические параметры, но и производственная деятельность, культура производства, соответствие деятельности предприятия Государственным программам, соблюдение норм трудового законодательства, экологических требований, требований по энергоэффективности и т.д.», — отметил Михаил Мордич, председатель Экспертного совета.
– Требований много, мы запрашиваем у предприятий документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и стандартам и аналитические записки. Обновлен и состав жюри. Теперь у каждого из трех конкурсов свой индивидуальный Экспертный совет.
По состоянию на начало апреля (за один месяц сбора заявок) на участие в конкурсе зарегистрировались рекордное количество участников: 14 заявок подано в конкурсе «Строительный продукт года», 10 заявок – «Компания года», 6 – «Объект года».
Среди участников — знаковые предприятия. Например, на конкурс «Объект года 2022» в категории «Промышленное строительство» в номинации «Объект энергетической отрасли» поданы заявки от Белорусской АЭС. На конкурс «Строительный продукт года» в номинации «Изделия из бетона и железобетона» заявился Завод ЖБИ УП «МИНСКМЕТРОСТРОЙ».
В разных номинациях участники со всех регионов страны: РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», ОАО «Полесьежилстрой», Государственное предприятие «УКС Фрунзенского района г.Минска», ОАО «ГродноЛифт», Филиал «Новополоцкжелезобетон» ОАО «Кричевцементношифер» и др.
— Изменения формата конкурса,- отметил Михаил Мордич, — начались с прошлого года.
Во-первых, в 2021 году мы ввели дифференцирование наград (1-2-3 место). Это значительно усложнило работу экспертов, но в то же время простимулировало участников конкурса.
Во-вторых, расширилось количество категорий для номинаций. И это хорошо, потому что в узких и смежных номинациях было сложно самим членам жюри обсуждать, в какой номинации дать ту или иную награду. Особенно это касалось таких узких направленностей, как «Информационные технологии». Вводя большее количество номинаций, мы никого не забыли. Изменения в формате конкурса произошли своевременно.
Аркадий Арутюнян, заместитель генерального директора, главный инженер УП «Минскметрострой» (предприятие — победитель конкурса в 2021 году), рассказал о краткосрочных и дальних перспективах развития транспортной инфраструктуры метростроения:
– В 2022 году работы ведутся по продлению линии метрополитена в Слуцком направлении. Здесь будут построены три станции («Аэродромная», «Неморшанский сад», «Слуцкий гостинец») с перегонными тоннелями, электродепо «Слуцкое».
Он сообщил, что также планируется приступить к подготовке территории по сооружениям второго пускового комплекса в направлении микрорайона «Зеленый луг». В дальнейшем здесь будут сооружены 4 станции с перегонами.
– Что касается отдаленной перспективы, ведутся расчеты по строительству четвертой линии метрополитена, которая будет кольцевой и обеспечит связь пересадочных узлов, в целом, в концепции развития транспорта в городе Минске, – проинформировал руководитель организации.
ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль» традиционно выступает официальным партнером конкурса и является крупнейшим производителем стеновых и строительных материалов в Республике Беларусь. Директор предприятия Михаил Лазарашвили рассказал, как промышленность строительных материалов работает в сложившихся условиях и как само предприятие справляется с изменчивой ситуацией на рынке.
– На сегодняшний день на внутреннем рынке существует ажиотажный спрос на нашу продукцию. В связи с этим последнее время мы мало внимания уделяли экспорту, в том числе, в Российскую Федерацию,– сказал Михаил Гурамович. – Однако сейчас планируем ряд встреч и переговоров с российскими партнерами. Будем обсуждать несколько направлений: использование в строительстве наших блоков, а также организацию производства аналогичных блоков (с использованием керамзита) в Российской Федерации.
Кроме этого мы продолжаем работу с учеными, которые разрабатывают новые строительные материалы на основе керамзита. Это важное направление, которое всегда остается нашим приоритетом.
Вместе с тем, невзирая на сложные условия, мы стараемся минимизировать рост цен на выпускаемую продукцию. С начала года они увеличены лишь на 15 % — это наименьший рост на строительные материалы в Республике Беларусь. Мы стремимся к тому, чтобы наша продукция была не только качественной, но и доступной для потребителя.
Подводя итог встречи, Александр Патутин отметил, что конкурс «Лидеры строительства» — это возможность заявить о своих отличиях, о своих сильных сторонах всем предприятиям, которые осознают, что они достойны этого звания. Официальный партнер конкурса: ОАО «Завод керамзитового гравия г.Новолукомль» — лидер в производстве керамзита и керамзитобетонных изделий.