Республиканское унитарное производственное предприятие «Гранит» – одно из крупнейших в Европе по добыче и переработке плотных горных пород. В стране же это бесспорный лидер по выпуску щебня различных фракций и отсева.
Представители оргкомитета и пресс-службы конкурса «Лучший строительный продукт года» поговорили с генеральным директором РУПП «Гранит» Эдуардом Гаврилковичем.
С какими показателями, а главное, с каким настроением промышленный гигант завершает очередной календарный год?
– Завершаем год с хорошим настроением. Он был довольно неплохой, – констатировал Эдуард Геннадьевич. – Для нас он хорош прежде всего тем, что мы вышли на рост экспорта к прошлому году в денежном выражении где-то на 117%. Мы рады, что к потреблению нашего щебня вернулась Латвия. Это очень значимое достижение. Латвийский рынок небольшой, но важен факт нашего возвращения туда и то, что клиент в условиях жесткой конкуренции со Скандинавией выбирает наш продукт.
Основные экспортные рынки «Гранита» сегодня – это Российская Федерация, Литва, Калининград, который можно назвать отдельным анклавом РФ, затем по объемам отгрузки идут Польша и Латвия.
В начале года мы начали экспортировать в Литву и Польшу щебень фракции 31,5-63 для скоростных железных дорог. Это было обусловлено проектом Российских железных дорог по созданию скоростной железнодорожной магистрали Москва – Берлин. Специально для польских партнеров мы разработали и произвели продукт фракции 31,5-50. Была модернизирована линия для производства такого щебня. На ней мы выпускаем стабильно 3-4 вида продукции, в том числе европейских фракций. Однако строительство на территории Польши пока не начато. Дорога сейчас прокладывается в сторону Казани. Поляки же применяют наш щебень для обыкновенных дорог.
В Литву мы начали поставлять скальную породу, то есть крупный камень для забутовки русла реки Неман. Это хороший европейский проект, в больше степени имиджевый. Литва реализует его за счет средств Евросоюза. Установка бун в русле реки (это специальные сооружения для укрепления берегов) позволит сделать Неман более судоходным. Возле бун обычно происходит заиливание, за счет чего увеличивается скорость течения. Для реализации проекта понадобится 150 тысяч тонн бутового камня. Мы очень успешно вошли в этот проект, поскольку смоглиоперативно разработать, выпустить и предложить литовцам свой продукт. В принципе наша номенклатура все время расширяется.
В уходящем году мы также продолжили техническое перевооружение предприятия. Ввели в эксплуатацию реконструированную линию по выпуску щебня фракции 5-20, которая была установлена еще в 1986 году и пережила не одну реконструкцию. Раньше на ней выпускалась продукция четвертой группы. Теперь намерены производить щебень второй, наиболее востребованный на рынке группы.
В 2021 году предприятие впервые приобрело экскаватор ЭКГ-12К с 12-кубовым ковшом. То есть мы целеустремленно идем по пути увеличения мощности как погрузочно-выемочной техники, так и автомобилей. Переходим на 90-тонные машины с электроприводом. Законтрактовали семь белазовских карьерных самосвалов с китайским двигателем. Во всем мире клиенты довольны тем, как работает этот двигатель. Надеемся, что «БЕЛАЗ» и нас не подведет.
Если говорить об общих объемах производства, то они за последние два года уменьшились приблизительно на 15% в связи с тем, что мы теперь выпускаем продукцию только под конкретного заказчика. Основное требование – 100-процентная предоплата. Дебиторская задолженность сведена,практически, к нулю.
– Сравнительно недавно РУПП «Гранит» посетил глава государства. Обсуждалась возможность наращивания объемов экспорта. Какие решения были приняты и как они реализуются?
– Задачи по экспорту, которые были поставлены перед предприятием, решаются в плане наращивания поставок в Российскую Федерацию. Прорыв есть, но пока небольшой. Нам увеличивают квоты. Клиенты готовы потреблять больше, но груз надо еще доставить потребителю. Над этими вопросами и работает рабочая группа высокого уровня.
– В текущем году в Беларуси сократились объемы дорожного строительства. Как это отразилось на вашем предприятии?
– Дорожные организации – это основной наш потребитель. В лучшие времена мы отгружали им до 30% от наших объемов. В 2021 году мы действительно продали дорожной отрасли меньше щебня. Но нам хуже от этого не стало. Потому, что больше – это не всегда лучше с точки зрения экономики. Как и на любом предприятии у нас происходит естественный износ основных фондов. Купить новое оборудование сегодня, даже при высокой рентабельности, нелегко. Причина и в высоких ценах, и в сроках изготовления. Когда щебня на рынке не хватает и держится стабильная цена, лучше продавать меньше, но дороже и при этом поберечь технику и оборудование.
– Планируются ли какие-то крупные строительные проекты в Беларуси и ближнем зарубежье? И можно ли в связи с этим прогнозировать увеличение объемов производства в следующем году?
– Глобальных строек не предвидится. Пожалуй, единственный проект – это автодорога М-10, реконструкция которой будет осуществляться в рамках государственно-частного партнерства. И начнется она тогда, когда такой партнер объявится. Проект, разумеется, статусный и масштабный, но не с точки зрения объемов использования щебня, поскольку там будет достраиваться лишь одна полоса движения.
Министерство транспорта и коммуникаций также сейчас ведет переговоры с Евразийским банком развития и китайскими банками о финансировании реконструкции автодорог М-3 Минск – Витебскна участке от Минска в сторону г.п. Плешеницы (47 км) и Р-46 Лепель – Полоцк – граница РФ (Юховичи) в направлении Полоцка (60 км).
Что касается ближайшего зарубежья, то там строек достаточно. Есть интересные инициативы в Калининградской области. Заслуживает внимания и проект «RailBaltica», задуманный как новая, быстрая, электрифицированная железнодорожная линия, которая соединит страны Балтии, Восточную (Польша) и Западную Европу. Но говорить об этом пока еще рано.
– Существует ли на «Граните» кадровая проблема?
– Мне кажется, что она существует у всех. Здесь много вопросов, в том числе и слабое желание молодежи идти учиться и работать в такие отрасли. По распределению к нам попадают единицы. 99% кадров выращиваем у себя на предприятии. Но возможности для решения кадровой проблемы все же есть. Мы идем по пути технического перевооружения. Еще лет 10 назад у нас самосвалы были грузоподъемностью только 55 тонн, а до этого – 45-тонные. Сейчас же парк составляют 90-тонные автомобили. То же самое можно сказать и про экскаваторы, которые раньше были с 5-кубовым ковшом, а последний мы приобрели уже 12-кубовый. Внедрение современной техники и оборудования позволяют значительно оптимизировать штатную численность.
То есть, нам есть куда расти, но увеличивать объемы производства надо всегда только во благо предприятия.
РУПП «Гранит» — генеральный партнер республиканского конкурса «Лучший строительный продукт года-2021»