международный промышленный журнал

25 апреля 2024,   четверг

Форум по развитию электромобильности «Е –Mobility 2020»: спрос на электромобили в Беларуси растет!

За полгода количество электротранс­порта в Беларуси выросло вдвое. Об этом рассказал Министр энергетики Виктор Михайлович Каранкевич на первом Форуме по развитию электромобильности «E-Mobility 2020», который состоялся в Минске 16 октября. В мероприятии приняли участие представители Министерства энергетики Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Академии наук Беларуси, ПО «Белоруснефть», Министерства промышленности Республики Беларусь, Госстандарта, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Госавтоинспекции и др.


– За два последних квартала, с момента принятия стимулирующих мер на уровне Главы государства и правительства, количество электромобилей увеличилось вдвое и превысило 1,2 тыс. – отметил Министр энергетики Республики Беларусь Виктор Михайлович Каранкевич. – Министерством энергетики сделаны расчеты, что в случае роста до 10 тыс. числа электромобилей в нашей стране объем потребления электрической энергии составит около 80 млн кВт·ч. Это довольно значительная величина – даже чуть больше, чем объем электропотребления среднестатистическим районом Беларуси. Так, за 2019 год объем потребления электроэнергии зарядными электростанциями составил 3,8 млн кВт·ч, в то время как за прошедшие месяцы 2020 года уже использовано 12 кВт·ч. Все это говорит о том, что экологически чистый вид транспорта начинает пользоваться популярностью у белорусов. С развитием электрического транспорта совершенствуется городское планирование и улучшается мировая экология, появляются новые промышленные производства.
В пример Министр ставит РУП «Гомельэнерго», которое закупило семь электромобилей для служебного использования, и уже сейчас видна экономия. Электромобили, принадлежащие РУП «Гомельэнерго», делают пробег в среднем 1650 км в месяц, где используется производимая энергия от собственных источников, затраты на которые в разы отличаются экономичностью от затрат от использования транспорта с двигателем внутреннего сгорания. Экономится бюджет на эксплуатационные расходы, а также в электрическом транспорте меньше компонентов на 30%, чем в обычной машине.
Особое внимание Министр энергетики уделил предстоящему знаковому событию – вводу в строй атомной электростанции в Республике Беларусь. Запуск Белорусской АЭС предоставит новые возможности для развития электротранспорта и даст стимул для его развития, – подчеркнул Министр энергетики Республики Беларусь Виктор Михайлович Каранкевич, – Этот важнейший для страны и энергетической отрасли проект будет иметь синергетический эффект на десятилетия вперед. Ввод в эксплуатацию АЭС позволит обеспечить более трети внутренних потребностей страны в электроэнергии, ежегодно замещать 4,5 млрд. м. куб. природного газа, что существенно укрепит энергетическую безопасность Беларуси. Объем сокращения выбросов парниковых газов составит более 7 млн. тонн в год. Это в разы улучшит экологическую обстановку в стране, а также позволит внести значительный вклад в общее дело по смягчению последствий изменения климата в мире. Первый энергоблок Белорусской атомной станции готов на 98 %. В реакторную установку загружено ядерное топливо, проведены гидроиспытания, запущена цепная реакция, реакторная установка выведена на минимально контролируемый уровень мощности. Следующим этапом станет энергетический пуск первого энергоблока с включением в энергосистему страны и производством первых киловатт-часов. Ввод первого энергоблока в промышленную эксплуатацию планируется в первом квартале 2021 года, второго – в 2022 году. Таким образом, совсем скоро Беларусь получит экономически выгодный источник энергии, преимущества которого будут ощутимы как для экономики, так и для населения. И электротранспорт – это как раз то направление, которое сможем успешно развивать. Уверен, здесь у нас хорошие перспективы, – резюмировал Виктор Михайлович Каранкевич.
Пресс-секретарь Ольга Владимировна Козлович, выступая модератором мероприятия, привела убедительные мировые статистические данные по развитию электромобилей во всем мире: «Весь мир развивает электротранспорт. В 2019 году количество электромобилей в мире превысило 7 млн единиц. Предполагается, что к 2030 году число электромобилей увеличится почти до 127 млн, электробусов – до 1,5 млн. Это большие цифры. Также ожидается, что в 15 раз повысится спрос на аккумуляторные батареи, а электромобили будут занимать до 20% всего мирового автопарка.»
Кроме того, она отметила, что сегодня выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников составляют более 60% общего количества. Наибольший вклад вносит автомобильный транспорт. Беларусь взяла на себя обязательства обеспечить к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов не менее чем на 28% от уровня 1990-го. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь рассчитывает превзойти этот показатель и достичь снижения выбросов на 33%.
Расширение белорусского автопарка электрических автомобилей невозможно без развития электрозарядной инфраструктуры. В прошлом году владельцы электромобилей могли воспользоваться новыми 132 зарядными электростанциями. В этом году появятся 142 единицы. В свою очередь генеральный директор ПО «Белоруснефть» Александр Андреевич Ляхов отметил, что к концу 2021 года количество электрозаярядных станций достигнет 600 штук. И это больше, чем комплексов АЗС. Также в 2021 году «Белоруснефть» запустит пилотный проект по сверхбыстрым зарядкам: 10 минут подзарядки позволит электромобилю проехать 350 км. Таких пилотных площадок будет две и планируется, что они смогут обслуживать до 30 тысяч машин.
Белорусские электромобили: что создают ученые Национальной академии наук Беларуси
С марта на улицах страны можно встретить 5 электрических автомобилей Geely Geometry A. Белорусские ученые сейчас работают над вторым образцом электромобиля, только теперь на базе Joylong с определенной долей отечественных компонентов: двигателем, электроникой, аккумулятором. Об этом рассказал на форуме по развитию электромобильности «E-Mobility 2020» первый заместитель председателя Президиума Национальной академии наук Сергей Антонович Чижик. Перспективным направлением белорусские ученые считают развитие автопарка каркасно-панельных автомобилей, которые будут востребованы в коммунальном хозяйстве за счет своей гибкой перестраиваемости. Заместитель председателя Президиума Национальной академии наук также рассказал о создании гоночного электромобиля: «Уже испытывали его на нашем полигоне. Он хорошо бегает, очень быстро набирает скорость. Ограничение – 170 км/ч. Развивается и малый электротранспорт – электроскутеры, электровелосипеды, электромотоциклы, которые выпускает ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» Национальной академии наук. А вот в СЗАО «БЕЛДЖИ» планируют выпустить 1000 электромобилей Geely в 2021 году. Их цена будет в пределах 30 тысяч долларов.»
Стимулы для покупки электромобиля в Беларуси
Первый заместитель Министра промышленности Сергей Мартинович Гунько в своем выступлении пояснил, что белорусское государство разнопланово поддерживает желающих пересесть с обычного автомобиля на электрический. Благоприятные условия уже созданы: в этом году начал действовать указ Главы государства, который предусматривает нулевую таможенную пошлину и освобождение от уплаты НДС при ввозе электромобилей физлицами.
Кроме того, ведутся переговоры по созданию скидок на покупку электромобилей. «Если житель Беларуси отдаст свое старое авто с двигателем внутреннего сгорания на металлопереработку, он получит сертификат на сумму скидки. Рассчитываем и на льготный кредит при покупке электрокара Geely. Для ИП и юридических лиц думаем о вычетах из налогов при переходе на электротранспорт – на всю стоимость машины. Хотим предложить правительству идею: размер инвествычета будет увеличиваться в зависимости от количества приобретенных электромобилей», – констатировал первый заместитель Министра промышленности Сергей Мартинович Гунько. Документ скорее всего появится к началу следующего года.