международный промышленный журнал

20 апреля 2024,   суббота

Республиканское объединение «Белагросервис»: оперативно, слаженно, профессионально

Настоящей «скорой помощью» для аграриев нашей страны на протяжении нескольких десятков лет является система рай­агросервисов. Ее специалисты ремонтируют технику и проводят сервисное обслуживание, известкуют кислые почвы и поставляют минеральные удобрения, обеспечивают сельхозпредприятия запасными частями и оказывают транспортные услуги, изготавливают доильно-холодильное оборудование и следят за его исправностью, а также делают много другой нужной сельскому хозяйству работы. О приоритетах в деятельности республиканского объединения «Белагросервис» в интервью журналу «Знак Качества» рассказывает его генеральный директор Сергей Брониславович ЮРКЕВИЧ.


Сергей Брониславович Юркевич, генеральный директор республиканского объединения «Белагросервис»

Опытнейший руководитель, карьерный путь которого шел через ответственные посты в системе АПК Беларуси, сегодня с высокой ответственностью возглавляет в должности генерального директора республиканское объединение «Белагросервис». Сергей Брониславович Юркевич знает состояние дел на местах изнутри – дважды работал в районах начальником управления по сельскому хозяйству и продовольствию. Для него нынешнее дело – не уравнение с неизвестными, а понятная и на практике изученная задача: оперативно и качественно оказать услуги тем, кто обеспечивает продовольственную безопасность страны своим трудом на полях и фермах. С ответа на вопрос, насколько удалось это сделать во время недавней уборочной зерновых, и начался этот разговор.
– Как правило, плановая и целенаправленная работа ведется задолго до начала подобных кампаний. Но порой из-за недостатка финансовых средств сельхозпроизводители откладывают решение подобных вопросов и обращаются в наши службы накануне – за месяц-два до выхода техники в поле. Поэтому мы накапливаем запасные части, чтобы все необходимое иметь в наличии. Покупаем их только у отечественных производителей и реализуем без предоплаты, нередко соглашаясь на расчет после продажи нового урожая. К тому, что в ходе уборочных работ напряженность возрастает, мы привыкли и готовы. Простой комбайна более суток – большие потери. Поэтому во всех организациях нашей системы организовано круглосуточное дежурство, создана и работает единая информационная база по наличию запасных частей, которая доступна для любого инженера каждого хозяйства в стране. Не является проблемным разыскать требующиеся комплектующие. Если их нет на центральном складе, то в режиме реального времени четко видно, где они имеются в наличии. Наша оперативность отработана годами – в течение 3-4 часов мы способны обеспечить необходимым любое хозяйство. И благодаря этому комплексу мер, нужно сказать, простоев техники во время проведения уборочной кампании не было. Данный вопрос наряду с другими держали на контроле в Минпроме, где ежедневно в режиме видеоконференции проходили совещания с участием в них регионов, докладывавших о ходе дел и возникающих проблемах. В целом мы знаем и понимаем по каждой машине те основные позиции, которые нужно иметь, как и тот запас, который нельзя снижать. Кроме этого, есть и не такие популярные позиции. Их также стараемся учитывать. Например, в прошлом году по одной из них испытывали небольшой дефицит, поэтому в нынешнем подготовились лучше.


– Глава государства недавно напомнил, что сейчас одна из важнейших задач – уйти от импорта. Белорусский лидер обратил внимание и на такую тему, как обеспечение сохранности и надлежащего обслуживания техники. Сергей Брониславович, расскажите, пожалуйста, о выполнении этой стратегической задачи.
– Мы нацелены на путь импортозамещения, меньше и ранее обращали внимания на импорт, а больше создавали свое. И время показало, что это был правильный выбор. Сегодня открыты рынки Средней Азии и Российской Федерации, поэтому нельзя сказать, что мы изолированы, важно – найти свои ниши. Что касается комплектующих, то, например, с ОАО «Гомсельмаш» не первый год работали по импортозамещению, был согласован перечень того, что мы можем и будем делать даже на конвейер. То же самое и с другими заводами-производителями – достигнута договоренность: даже если производим аналоги техники, должна быть максимальная локализация. И с каждым годом она увеличивалась и увеличивалась.
Хочу подчеркнуть, что на наших сельхозпредприятиях и не было большой зависимости от импорта. Доля такой техники по разным ее видам варьируется от 4 до 10%. Из-за высокой цены позволить себе такие образцы могли только наиболее сильные хозяйства. И могу отметить, что отечественная техника, особенно холдинга «Гомсельмаш», – достаточно надежная и производительная, не уступающая тому, что предлагают мировые производители. Если, скажем, взять зерноуборочный комбайн, то по своей пропускной способности – 12 кг/с – он имеет тот параметр, который необходим среднему сельхозпредприятию. А таких в стране – большинство. К тому же в сервисе, а это немаловажно, белорусская техника весьма бюджетна. На предприятиях работают грамотные конструкторы, которые учитывают основные тенденции, и, уверен, в следующем году на имеющихся мощностях у нас в стране смогут выпускать в необходимом количестве свои комбайны. Ну а мы, как система, имеющая сеть дилерских, сервисных центров – их около 40, – способны обеспечить полное техническое обслуживание, чтобы поддержать эту технику в работоспособном состоянии.


– Сергей Брониславович, сегодня, обладая высоким техническим потенциалом, республиканское объединение «Белагросервис» готово выступить и производителем техники. Расскажите, пожалуйста, о планах в новых реалиях.
– Важность роли райагросервисов, на мой взгляд, – в оказании помощи сельхозпредприятиям в производстве продукции полей и ферм. Эффективность нашей работы именно в этом. Сегодня парк техники значительно сократился по сравнению с тем, каким он был 10-20 лет назад. Количество тракторов уменьшилось в 4 раза, комбайнов тоже. Первых было в хозяйстве под 80-100 единиц, 20-30 комбайнов выходили в жатву, чтобы успеть убрать колосящуюся ниву. А сейчас на смену им пришла техника высокопроизводительная, энергонасыщенная. Ее в разы меньше, но с ее помощью производство продукции не снижается, а растет. Еще один плюс – меньше необходимо иметь специалистов, которые будут обслуживать машины нового поколения, однако это должны быть высококвалифицированные кадры. Имея их в своих райагросервисах, мы справимся с нашими задачами нынешним количественным составом.


Другой вопрос: наступило, на мой взгляд, время, когда стоит говорить не только об обслуживании, но и о производстве. И вот здесь необходимо объединяться, договариваться о специализации. Особенно это касается выпуска самоходной техники, прицепных машин, малогабаритных и тех, что участвуют в так называемых малых процессах, – на них слабо обращают внимание, но потребность не пропадает. Много и других вопросов, которые необходимо учитывать, проводя реформирование нашей системы, потому подключили к этому ученых Национальной академии наук Беларуси. Ошибиться нельзя, ведь нашей задачей по-прежнему остается обеспечение всех сельхозпроизводителей страны техникой и качественным ее обслуживанием. При этом те, кто пашет, сеет, жнет и доит, должны ощутить перемены только в лучшую сторону.

Республиканское объединение «Белагросервис»
Ул. Козлова, 25а,
220037, г. Минск,
Республика Беларусь
Тел. (+375 17) 270-64-81
Е-mail@belagroservice.by
web.belagroservice.by