Стратегические отрасли Беларуси переживают не лучшие времена. Затянувшаяся пандемия, экономическая и политическая обстановка в мире не способствуют разрешению кризиса. Редкие отечественные предприятия избежали кризиса, иные секрет своего успеха предпочитают не раскрывать.
О реалиях и перспективах развития завода в условиях реверсирующей строительной отрасли представители пресс-службы организационного комитета республиканского профессионального конкурса «Лучший строительный продукт года» поговорили с Михаилом Гурамовичем Лазарашвили, директором ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль».
— Коронавирус и локдаун – слова, которые не без оснований стали синонимами 2021 года. А с какими вызовами современности в уходящем году довелось столкнуться заводу керамзитового гравия?
— ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль» – одно из немногих предприятий, не ощутивших серьезного влияния коронавируса на свою работу. Благодаря своевременно проведенным доковидным мерам (выпуск новых видов продукции с улучшенными техническими характеристиками, модернизация оборудования, расширение рынков сбыта) в нынешнем году предприятие сработало с ощутимым ростом производства. Поспособствовало этому и отсутствие жестких локдаунов на сопредельных с Беларусью территориях.
Не стоит забывать о подорожании энергоресурсов на спотовых рынках Европы, вследствие чего зарубежные коллеги существенно сократили объемы производства. Использовав данную тенденцию, завод в Новолукомле занял опустевшую нишу. Сегодня главные предприятия Прибалтики по производству блоков – в Литве, Латвии, Эстонии – используют керамзит белорусского происхождения. Сложившаяся конъюнктура позволила нам в полтора раза нарастить объемы экспорта.
Конечно, не обошлось в уходящем году без трудностей. Связаны они, в первую очередь, с санкционными ограничениями Европейского Союза в отношении Республики Беларусь: блокировка работы по валютным платежам в государственных банках повлекло необходимость оперативно перенаправить поступление валютной выручки по внешнеэкономическим контрактам в другие банки.
Нестабильная ситуация на погранпереходах и, как следствие, многокилометровые очереди из фур также не добавляют радости отечественным производителям. Поставлять продукцию в Евросоюз автомобилями стало рискованно, затратно и неэффективно. Основным видом транспорта по-прежнему остается железная дорога. Однако БЖД не инвестирует в приобретение новых подвижных составов, возлагая бремя ответственности за это на грузоотправителей.
— Какая продукция завода наиболее востребована на внутреннем рынке Беларуси, а какая на внешних?
— Продукция ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль» сертифицирована на соответствие европейским стандартам качества. Внутренний рынок Республики Беларусь их тоже признает. Разница в маркировке: ЕН – Европа, СТБ ЕН – Беларусь. Для Беларуси сертификация обязательная, для ЕС – добровольная.
Неоспоримые достоинства отечественных материалов нашли применение в серьезных, знаковых объектах строительства. Один из них – Белорусская атомная электростанция. А вот внедрение новых технологий в дорожную отрасль заметно буксует: Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь пока не одобрило использование керамзита европейского стандарта 15732 в дорожном строительстве. Видимо, наши дорожно-строительные организации еще не созрели для глобальных инноваций.
Об этом же свидетельствует отсутствие должного интереса к выпуску звукопоглощающих панелей из крупнопористого керамзитобетона взамен распространенным в Беларуси пластиковым экранам. Первые попытки создать такую панель были сделаны еще в 2000-х годах на базе завода объемного домостроения в Новолукомле. Полученные образцы успешно прошли необходимые акустические испытания в лаборатории РУП «Институт БелНИИС» и показали высокие технические характеристики.Данной разработкой заинтересовались в НИИКерамзита в Самаре. Запрос пошел из Сызрани, где дислоцируется крупное вертолетное училище. В ближайшее время мы передадим российским коллегам материалы для последующего освоения производства.
К слову, в Европе данные сооружения немецкого и чешского производства высотой до 6-8 метров сотнями километров протянулись вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей, по периметру аэропортов и т.д.
— Значительный рост производства в текущем году вам обеспечили экспортные рынки. Во многом данные возможности появились вопреки сложившейся внешнеэкономической ситуации. Вы предполагали такой исход?
— Данный результат сложно спрогнозировать сегодня. Относительно низкая стоимость строительных материалов делает мало эффективной их транспортировку на расстояния свыше 500 километров автотранспортом (однако 25-30% поставок приходится на экспорт). Оставляет желать лучшего транспортная логистика. Повторюсь, наиболее эффективны железнодорожные перевозки, однако проблемы с количеством и качеством подвижного состава значительно затрудняют работу.
Забуксовал проект «Е40» (Днепровско-Вислянский водный путь), подразумевающий соединение рек Припяти и Немана с Польшей и дальше с Германией. При его реализации появилась бы возможность транспортировки грузов по воде, а это новые перспективы. Почему бы нам не возить баржами? К прочим выгодам это еще и экологично. В Германии, для сравнения, посредством водных каналов транспортируется не менее 20% грузов.
Углубление водоемов, расчистка фарватера и русел – перспективные задачи для Беларуси, многие из них требуют межгосударственного внимания.
— Расскажите о показателях деятельности предприятия за текущий год?
— За отчетный период рост объемов производства и реализации продукции увеличился примерно до 125%. При этом мы не злоупотребляли ажиотажем на строительном рынке. Цены остались в пределах плюс 10% по сравнению с прошлым годом. В свою очередь, стоимость цемента в среднем по республике выросла на 15-20%, подорожали полимерная упаковка и древесина для поддонов. Минимизировать удар по кошельку покупателя удалось за счет снижения собственных затрат.
Следующий год планируем посвятить усилению надежности оборудования по производству керамзита, экологическим аспектам (строительство второго электромагнитного фильтра) и т.д. Пока это возможно, будем развиваться.
— Как Вы охарактеризуете сложившуюся ситуацию в строительной отрасли?
— Нельзя назвать ее благоприятной для строительного комплекса, но она по-своему уникальна. Три года подряд в Республике Беларусь снижаются объемы инвестиций, вместе с этим сокращаются объемы строительно-монтажных работ. Добавьте сюда неподъемные проценты по ипотечным кредитам для населения (>21%) – картина окажется совсем плачевной.
Небольшое подспорье в виде материнского капитала дает возможность отдельным категориям граждан рассчитывать на собственное жилье, но не всем. А ведь строительство многоквартирных домов при хорошем раскладе должно занимать 50% строительныхобъектов.
Необходимо строить промышленные предприятия в стране.
— Проблема дефицита кадров для Вас злободневна?
— Имеются трудности с восполнением кадрового потенциала. Статистика 2021 года говорит, что в строительствена каждые 100 человек уволенных принимаются 77.
У нас на заводе проблема оттока кадров остра, но не в такой степени, как на более крупных предприятиях. Среднесписочная численность ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль» составляет порядка 300 человек. Высокая квалификация специалистов – наш неизменный приоритет, несмотря на то, что в отрасли планка требований для рабочих и технических специальностей заметно снизилась. Их нехватка ощущается все сильнее. В этом направлении постепенно налаживаем сотрудничество с выпускниками государственных технических вузов (БГУ, БНТУ и др.), прорабатываем вопрос целевых направлений на обучение.
— Производители из Российской Федерации составляют весомую конкуренцию на рынке?
— По нашей информации импорта керамзита из Российской Федерации в Республику Беларусь почти нет. В розничную торговлю поступают небольшие объемы продукции из России, но это не играет большой роли на рынке. А вот в России теплоизоляционных керамзитобетонов не найдешь. Это обусловлено рядом причин. Особо легкий керамзит, выпускаемый соседями, пригоден для использования в засыпных конструкциях и не предназначен для заполнителя бетона. В свою очередь, высокопрочный конструкционный керамзит можно использовать при сооружении серьезных каркасов, но нельзя применять в качестве теплоизоляции.
В Беларуси конкуренции, как таковой, мы тоже не ощущаем. У нас нет конкурентов, есть партнеры. Один из них ОАО «Минскжелезобетон». Однако ввиду того, что завод работает с широкой линейкой продукции, он не может уделять должного внимания перспективным материалам из керамзита. В течение четырех лет там так и не освоили предложенную нами технологию по созданию тринадцатищелевого энергоэффективного блока.
В противовес вышеупомянутому примеру вспомним КУП «Завод эффективных промышленных конструкций». Предприятие выступает как заказчик, производитель и подрядчик в одной ипостаси. Некоторое время он был в тени более крупных собратьев, а уже сегодня по масштабам производства керамзитобетонных блоков сопоставим с ОАО «Минскжелезобетон».
— А Вы не задумывались расширить сферу деятельности своего предприятия и обеспечивать полный цикл услуг: от производства до проектирования и строительства объекта под ключ из собственных материалов и ресурсов?
— Наверное, эта мысль имеет право на жизнь. Но пока приходится расставлять приоритеты. И они не в пользу услуг по строительству. Создавать крупный холдинг с центром в Новолукомле, с моей точки зрения, нецелесообразно. Данная бизнес-модель может быть осуществима только в формате кооперации с заказчиками, подрядчиками, проектировщиками и прочее. В этом случае инвестиционные возможности будут интересны.
Ну, а пока мы планируем и дальше совершенствоваться по ассортименту выпускаемой продукции и ее техническим характеристикам — «нет предела совершенству».
Пресс-служба оргкомитета республиканского конкурса «Лучший строительный продукт года»